Схожесть языка как политический фактор для турецкой экспансии

Sep 10, 2012 14:04


Идея Турана растиражированная пантюркистами есть ярчайший пример использования языкового фактора в политических целях. Недавние заигрывания Венгрии, Турции и Азербайджана друг с другом с последующей экстрадицией и освобождением Сафарова еще раз напомнили миру об этом факторе.

Между тем, не надо быть исследователем чтобы понять - "это общее" не более чем миф, созданный искусственно и возможно с далеко идущими планами. Концепция "единого центра Турана" из которого предположительно во все стороны "разбежались" тюрки и наводнили вселенную не выдерживает никакой критики. Антропологические и генетические исследования доказывают практическое отсутствие "родственных" связей между тюркскими народами.

"Eдинство" предполагает очень высокую степень организации и коммуникации, что практически было невозможно на уровне развития кочевых народов. И чему нет никаких оснований. Кочевые народы могли сбиваться в единое войско для войн, набегов, грабежей и завоевания. Но это всегда было разноплеменное ополчение. Понятие единства народа в сегодняшнем понимании просто не могло существовать.

Тюркский язык распространился как язык кочевых народов. Кочевники останавливались здесь и там, обменивались продуктами и товарами с оседлым населением и другими кочевниками. В некотором роде кочевники выполняли также роль кочующих торговцев. Кочевники объединялись для набегов. Со временем один из языков начал преобладать и выработался "общий" межплеменной язык общения. Он наложился на местные языки приведя к образованию разных диалектов.

Подобные процессы происходили с разными языками, которые по тем или иным причинам в определенном месте и периоде времени распространялись здесь и там. Языки не вечны, они рождаются, живут и умирают. Классический пример - латиница, на которой говорила целая цивилизация - стала академическим языком породив другие языки.

Соответствие "общего языка"  "общему народу" это слишком сильное утверждение. Общемировое использование английского языка на сегодняшний день не имеет никакого отношения к родству всех народов. Это всего лишь атрибут коммуникации.

То есть налицо серьезное причинно-следственное несоответствие. Общий народ как правило имеет общий язык. Но "общий язык" не предполагает "общность" носителей языка, тем более диалектов.

Той же логикой можно взять другой аттрибут - латинский алфавит, и "вывести" общность всех пользователей латинского алфавита. Что безусловно есть глупость. Между тем арабский алфавит долгое время служил "общим" аттрибутом мусульман.

Идея "Турана" и "общности" тюркских народов судя по всему сознательно создались с политическими целями и развитие событий все больше доказывает это утверждение. Тем более интересно, что идея, которая среди прочего создана для развала России - подхватывается недалёкими российскими идеологами и развивается дальше.

Похожий механизм запущен и в тюркоязычных районах бывших империй на территории Ирана и современного Закавказья. Образование Азербайджана, его "тюркизация" не только по языку но и ассимиляции всех местных народов является наглядным примером. На очереди - похожий механизм нацеленный на Северный Иран.

Можно выделить два фактора распространения языка. Более высокая цивилизация распространяет свой язык как язык привилегированного населения и постепенно это становится повсеместным. Второй фактор распространения языка - это язык мобильной части населения, который распространяется через интенсивные контакты с другим населением. Второй фактор оказался более определящим на севере Ирана и современном Закавказье, возможно по причине окраинности. Таким образом тюркский язык распространился кочевыми "мобильными" племенами с которыми население контактировало регулярно. Безусловно он включал и компоненты персидского языка. Другим не менее важным фактором распространения тюркского языка в Закавказье и на севере современного Ирана было назначение местными ханами служивых из числа тюркоговорящих подданных империи.

Секуляризация ускорила этот процесс, и современный Азербайджан стал успешным проектом создания тюркского государства из тюркоговорящих но нетюркских народов. Турецкая идеология пантюркизма дала положительные плоды и теперь нацеливается на другие народы и страны.
Previous post Next post
Up