Сегодня узнал о замечательной современной страшилке из области "городских легенд".
Оказывается, при разговоре с незнакомыми людьми по сотовому ни в коем случае нельзя говорить слово "да".
Обоснование следующее: Сбербанк пару лет назад объявил о начале биометрической идентификации по отпечатку голоса. Мошенники записывают ваше "да", а потом звонят в Сбербанк и просят сделать перевод с вашего счёта с биометрическим подтверждением. Когда сотрудник Сбербанка спрашивает: "Вы подтверждаете перевод?" - мошенники включают запись и вашим голосом подтверждают: "Да".
Оказалось, что несколько моих знакомых знают про эту опасность и стараются "Да" не произносить, а один из них даже утверждает, что ему регулярно названивают с целью выпытать заветное слово.
Разговоры этого знакомого с рекламными агентами звучат примерно так:
Звонок
- Слушаю (нельзя просто "Да")
- Иван Иванович?
- Предположим (нельзя отвечать "Да")
- Так Иван Иванович или нет?
- Ну ..., Иван Иванович (нельзя ошибиться и сказать "Ну, да")
- Мы проводим социологический опрос. Скажите, ваш пол мужской?
- Горите в аду, мошенники!
Больше всего это напоминает детскую игру "Барыня прислала сто рублей", но люди относятся к защите своего голоса вполне серьёзно (хотя, как признаются некоторые, не всегда ответственно).
Гугл даёт возможность искать веб странички в диапазоне дат (включается кнопкой "Инструменты" на странице поиска). Похоже, что в русский интернет легенду запустили с сайта ОТВ Приморского края 26.05.2019 (
https://web.archive.org/web/20190526155213/http://www.otvprim.ru/society/primorskij-kraj_26.05.2019_78822_nikogda-ne-govorite-da-v-otvet-na-telefonnyj-zvonok.html). Поиск за предыдущие годы не выдаёт ничего похожего, а позже легенда перепечатывается не менее раза в месяц.
P.S.
Нашёл более старый источник. США и Канада переболели тем же самым в 2017 году -
https://en.wikipedia.org/wiki/Can_You_Hear_Me%3F_(telephone_scam)
Из Википедии про достоверность легенды:
Исследователи городских легенд с сайта
https://www.snopes.com/ сообщили, что они связались с Better Business Bureau, Федеральной торговой комиссией и Федерацией потребителей Америки. Ни одна из этих организаций не смогла предоставить доказательства того, что какое либо лицо на самом деле подверглось финансовому мошенничеству после ответа "Да" на один из телефонных звонков.