Jun 29, 2010 18:35
Не так давно была мысль написать обзор про какую-нибудь игруху. Написал. Вроде даже вполне соблюдал шаблоны из джентельменского набора игрожура. Публикую то, что получилось.
Во внутренней политике мы рискуем только потерпеть поражение;
внешняя политика способна свести нас в гроб.
Дж. Кеннеди
Geopolitical Simulator (Выборы-2008: Геополитический симулятор) ver.1.4
Досье на жертву
Все-таки политические стратегии на сегодняшний день - большая редкость, такой уж это специфический жанр. Если попытаться вспомнить что-нибудь стоящее из глобальных общественно-политических творений зарубежных разработчиков, на ум приходят только SuperPower 1-2, да и менее известная Supreme Ruler 2010. Ну, может быть конъюнктурный междусобойчик из США под грозным названием «Political Machine», посвященный предвыборной кампании кандидатов на президентский пост в этой же стране.
Аудитория игр подобного направления, судя по уровню их востребованности на крупнейших игровых ресурсах, также ненамного превышает их ассортимент. Что уж говорить о том, что проект от небольшой французской студии «Eversim», приуроченный к опять же президентским выборам 2007 года никто особо и не ждал. Игра со своим достаточно своеобразным пониманием политической деятельности осталась бы незамеченной в нашей стране, если бы не качественная локализация, дополненная специальными региональными сценариями, представляющими собой различные проекты исхода нашей электоральной кампании-2008, на удивление, даже интересными. Чего стоит, например, возможность побывать в роли коммуниста-главы России с враждебным парламентом, где большинство составляют очень уж знакомые представители одной консервативной партии?
Первые трудности
Хотели бы вы почувствовать, как можно одним росчерком пера менять человеческие судьбы? Одним приказом начать войну, другим же - уничтожить мятежников? Хотели бы вы, чтобы вам подчинялась армия в миллион человек и все спецслужбы? Хотели бы, да? Ну хотели же, признавайтесь?
У автора этих строк были такого рода желания, когда он вожделенно распаковывал коробочку с игрой и вставлял ее в дисковод. И вот, я запустил с третьего раза исполняемый файл, система защиты которого упорно не желала считать диск лицензионным, прождал четыре минуты загрузки и попал в довольно невзрачное меню, почему-то сразу вызвавшее дежа-вю по «обложке» «Airport tycoon» далекого начала двадцать первого века.
Увы, худшие ожидания о процессе ознакомления с игрой главным меню не заканчиваются - обучающий режим присутствует в виде набора картинок, которые могут помочь в ознакомлении игрой только тем, кто делал этот обучающий режим. Запустить можно как стандартную игру, так и варианты с заранее подготовленными условиями и задачами.
Ладно, выбираю сценарий про победу коммуниста, и, буквально через момент, усаживаюсь в, казалось бы, удобное президентское кресло и смотрю на президентский интерфейс, представленный в стиле, по заверениям Eversim’овцев, «информационной ТВ-программы». На деле же - это что-то среднее по сложности между MS Excel и пультом управления биореактором. В принципе, со временем привыкаешь и разобраться можно, но при первичном ознакомлении может отпугнуть неискушенного игрока на раз. Если постараться объяснить его структуру просто: сверху расположены окошки с основной статистической информацией вроде рейтинга народного избранника, показателей ВВП государства и выделенного региона, дата и время, снизу же - несколько кликабельных иконок, открыв которые, мы можем увидеть что? Правильно - десятки и сотни показателей, диаграмм и возможных действий по различным направлениям внутренней и внешней политики
. У экономиста уже загорелись глаза проверять возможность построения экономического чуда в отдельно взятой стране? Как бы не так. За все время игры вы воспользуетесь от силы 3-4 показателями, из которых самым важным будет процент профицита или дефицита бюджета.
Ложка дегтя в бочке политики
Как обещали авторы игры, в каждом из абсолютно индивидуальных государств все экономические и политические данные максимально соответствуют реальности. Например, очень соответствует реальности заниженный ровно в два раза ВВП России. Но не в этом суть - думаю, мало кто из игроков будет серьезно оценивать достоверность контента, это ведь всего лишь продукт индустрии развлечений.
Главное - геймплей. Здесь все обустроено подинамичнее. Так как же в это играть? Помните мои вопросы о желаниях и слова об интерфейсе? А теперь представьте, что чтобы начать хоть какую-то деятельность на высоком посту, необходимо лично назначить на все должности министров, предварительно проверив их при помощи выбранного «вслепую» секретаря государственной безопасности, причем, выбираемые кадры вполне могут отказаться от занятия вакансии! Если же доверить подбор кабинета вашему руководителю администрации, носителю широко распространенного по версии генератора случайных чисел, русского имени Олег Бетов, то эти электронные болванчики в самый решительный момент, когда господин Президент начнет реформы, возьмут и решительно разбегутся, понизив ваш рейтинг на 5-10 пунктов и оставив без возможности управления их сферой. Да, забыл упомянуть и еще об одном аспекте пресловутой реалистичности игры, полностью убивающий эффект от психологических характеристик персонажей. Набрав высших чинов с прописанной в досье характеристикой «честный и преданный», можно забыть о любых конфликтах с исполнителями при ведении любой политики, хоть детей режьте.
К слову, в «симуляторе» не дадут не только резать детей, да даже пенсии поднять без одобрения парламента нельзя. А вот бюджетные траты на ведомства почему-то менять можно и без него. Похоже, что разработчики не очень хорошо понимают разницу между законотворчеством и указным правом (и оправдания, что во Франции другая политическая система, им нет - российская конституция почти точная копия ее парижского аналога). Дальше - больше. Мой коммунист увеличил расходы на госбезопасность и покончил с террористической угрозой за первый год своего правления, по сути ничего больше не сделав, не инвестировав ни копейки сверх имевшегося по умолчанию в промышленность, услуги, социальную сферу. И, как ни странно, получил железные и почему-то не падающие 100% рейтинга. Решил он, что пора действовать, негоже ведь левому сидеть с правым парламентом (который, кстати, не пропустил ни одного его закона о повышении пенсий, об увеличении полномочий профсоюзов, о расширении партийной свободы): приказал опубликовать накопленный компромат на руководство правящей партии, арестовать его, а саму политическую организацию запретить.
Что же произошло на следующий игровой день? «Митинги протестов, выступления правозащитников», - подумает любой более-менее ориентирующийся в политике человек. Но нет! Ни единого выступления. Просто главнокомандующий армии (хотя, по идее, в России - это глава государства), берет власть в свои руки и устраняет Президента, сопротивляться этому никак нельзя. Причем, что интересно - перезагрузки, наличие компромата и смена главкома совершенно на такой исход не влияют. Надо думать, так игра наказывает авторитарных правителей. Если же не вести радикальной политической линии, ничего не менять, то продержаться на посту не просто просто, а очень просто. Достаточно сделать крупные инвестиции, например, в автопром, заключить договоры о продаже нефти (ура, хоть ее нашей стране оставили!) и можно спокойно продержаться несколько сроков, пока не надоест, а игра не начнет безбожно тормозить.
Геополитика, войнушка или страдание? Реальность!
Отдельно стоит и поговорить о военных действиях. Вот к ним нет нареканий почти никаких, за исключением присущих всему игровому процессу: влияния на рейтинг и управления. Конечно, управление войсками не самое удобное: нет централизованного списка воинских частей, армий, пусковых установок, но оно позволяет прочувствовать действительно настоящий политический аспект войны.
Вы действительно почувствуете реакцию мирового сообщества, когда за развязывание войны сотни государств наложат на вашу страну торговые эмбарго, исключат из международных организаций или же, вмешаются в конфликт. К тому же, есть хороший шанс посмотреть, как влияет на вашу экономику атомная бомбардировка столицы или частичная оккупация территории.
Вести войну не просто сложно, а очень сложно. Еще сложнее - что-нибудь аннексировать. Например, мой альтер-эго решил, что Белоруссия совершенно зря затеяла конфликт с Украиной и разумно в него вмешался. Через месяц кровопролитных сражений, из-за которых по всей стране прокатились митинги протестов, а популярность почему-то не упала ни на пункт, Минск капитулировал и наша страна обрела над ним свой суверенитет. Внезапно проявился дефицит бюджета в 12%, далее послышался звонок от разъяренного главы администрации и через неделю - импичмент. Что интересно - тот же самый эффект отставки проявляется и если, к примеру, Северной Кореей захватить Южную, или же Палестиной Израиль.
Превратится ли гадкий утенок в прекрасного лебедя?
Что же мы получили на выходе? При всех недостатках (которые можно свести и на то, что «Eversim» до этого творения не выпускали ничего серьезнее поделок вроде «Инспектор Гаджет 2») - это замечательная игра, к которой нужно всего лишь привыкнуть. Здесь нельзя продумать сложную экономическую модель, здесь нет хорошей систематизированной статистики, политического менеджера и идеального варгейма. Но здесь есть некий шарм и душа, чувствуется действительно эпохальный труд, вложенный в эту «всего лишь стратегию».
Ничего глобальнее(в прямом смысле слова), на мой взгляд, в истории игростроя еще не издавалось - разработчики просто взяли на себя ношу, которую не смогли унести. Конечно, присутствуют сотни недочетов, ошибок, банальностей. Но куда без них? А подумайте, в какой еще игре можно обеспечить родителям пособие за третьего ребенка, встретиться с великим русским актером Игорем Бетовым, обеспечив себе поддержку его фанатов, сбросить атомную бомбу на Вашингтон, послушать по этому поводу слова своей матери и тещи, после чего попробовать превратить демократическое государство в тоталитарный ад? Вы решитесь? Не могу этого знать. А я попробовал - невзирая на графику, баги, недоработки. И мне понравилось.
игры