ПО ИТОГАМ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ В СОЧИ

Jun 02, 2017 11:55


К сожалению, периодически приходится писать о катастрофах. Даже, когда времени и желания нет. Исключительно, чтобы народ, который не в курсах тонкостей летной работы, не велся на конспирологические теории. Постараюсь коротко.
Прочитал несколько страниц доклада в виде его фотографий. Не знаю, есть ли где уже официальная информация. Но и этой в принципе достаточно.
Итак, для начала экипаж был несомненно уставшим. Вылет из Москвы в 01:38. Это значит, что начало предполетной подготоки около полуночи. До этого - дорога в аэропорт, сборы, целый день каких-то дел. Если при этом перед выходом из дома удается поспать хотя бы 2-3 часа, то хорошо. Иногда и этого не получается. Даже просто потому, что кнопки такой в человеке не встроено - "спать когда надо". Лечь-то лег, но это не гарантирует, что заснешь и долго проспишь в обычное время бодрствования. В идеале, ночной рейс не должен состоять из более чем одного полета. Тогда батарейки обычно хватает. Два, и тем более, больше циклов предполетной подготовки, взлета, полета и посадки выматывают изрядно. Каждый последующий вылет всё более превращает человека в зомби. И этому зомби надо выполнять много работы, требующей концентрации внимания, запаса оперативной памяти, быстроты мышления и реакции, ресурсы которых беспощадно и неизбежно съеживаются с тиканием самолетных часов. До дома или гостиницы потом добираешься в состоянии выжатого лимона, когда приходится даже заставлять себя раздеться, принять душ и разобрать постель.
И вот в приближающемся к такому состоянии мы взлетаем из Сочи. Бардака в голове добавляет конфигурация пересекающихся торцами полос, в которых иногда путаются даже часто туда летающие экипажи. Сцена для дальнейшего развития событий установлена.
Далее на неё выходят иллюзии, усугбляемые накопившейся усталостью. Не поленитесь почитать к примеру вот это. Конкретно пункт 4 про соматогравитацию. Или еще погуглите на эту тему. Случаев - вагон и большая тележка. Ускорение самолета в условиях отсутствия внешних ориентиров вызывает иллюзию задирания носа и желание отдать штурвал от себя. Что и произошло.
Далее стресс нарастает, так как стройная картина, которая выстроилась в мозгу, рушится. Он думает, что самолет набирает высоту, а приборы показывают её снижение и рост скорости. Ситуация мгновенно может перейти в неконтролируемую. Именно мгновенно. Как пыльным мешком из-за угла. Ты управляешь самолетом с людьми на борту, да и сам тоже, в общем-то, хочешь жить, и тут посреди полной черноты безлунной ночи над морем и на небольшой высоте ты попадаешь в опасную ситуацию, когда вдруг не знаешь, что происходит и что делать, и северный пушной зверек уже вот он, здесь. Отсюда и хаотические движения органами управления, повинуясь каким-то обрывкам импульсов мозга, рождаемых из смеси восприятия индикаций приборов и иллюзий.
И тут, чтобы уж добить окончательно, на сцену врывается индикация авиагоризонта. Подробно здесь. Всё, дальше самолет может спасти только чудо, ибо никто уже ничего не понимает и сделать не может. Все сидят в одинаковых условиях ударенные пыльными мешками.
Почему экипаж с самого начала не помогал и второй пилот не вмешался в управление? Для начала - это не принято. Несмотря на все CRM тренинги. Командир старше по званию, должности, возрасту, и второй пилот в реальности вмешается в управление только инстинктивно и когда его начнут убивать. А когда его начинают убивать, он уже и сам может не понимать, что происходит. Я уже сказал - подобная ситуация развивается очень быстро и все подвержены тем же факторам: усталости, стрессу, иллюзиям. Примерам этому несть числа. Хотя бы там же в Сочи. Или вот. И ещё. В какой-то степени вторые пилоты обычно пытаются помочь, но до окончательного и бесповоротного взятия управления практически никогда не доходит. Такой вот феномен.
Сопутствующей причиной мог быть недостаточный опыт командира и остального экипажа. Я почти ничего не знаю об этом конкретном экипаже, но военные пилоты обычно летают значительно меньше гражданских, да и стандарты подготовки ниже.
Классический швейцарский сыр. Безориентирная ночь, усталость, стресс, возможный недостаток опыта и подготовки к этому полету. Уберите любой из этих факторов, и доктор Лиза по-прежнему носилась бы по стране, помогая попавшим в беду.

катастрофы, Ту154, авиация, катастрофа_Ту-154_Сочи

Previous post Next post
Up