Волею Аллаха, продолжим беседу о фармацевтике, хирургии и прочих достижениях правоверной медицины.
В предыдущем очерке мы коснулись истории вопроса. Теперь же настала пора осветить более детально кое-какие частные аспекты.
Итак, начать следует снова-таки с общей картины.
Собственно, как именно смотрели лекари ислама на тело и органы, на недуг и его исцеление?
Итак, как мы уже упоминали, МЕДИЦИНА была у арабов профессией, достойной похвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство её лечения, задача врача - отыскать это средство.
В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырёх стихиях и четырёх телесных соках (греч. гуморы, секреции, или араб. ahlat), изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена.
Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag - "темперамент") каждого человека.
Он может быть нормальным или «нейтральным» в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (различных степеней сложности).
Когда равновесие тепла, холода, сухости и влажности нарушено, возникает болезнь: поэтому задача врача - восстановить первоначальное состояние. Причём, максимально ненасильственным, естественным методом!
Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом, под влиянием стрессов или от воздействия окружающей природы.
При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима
и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.
В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи лекарственных средств.
Между прочим, слово drug (англ. "лекарство") имеет арабское происхождение, поскольку именно арабы придумали множество из них. Среди таких "лекарств" можно упомянуть алкоголь, бензоин (бальзамическая смола, используемая как отхаркивающее и защитное средство для кожи), камфора (воскообразная субстанция, получаемая из камфорных деревьев и используемая как локальное анестезирующее средство), настойка опия, мирро (клейкая смола, часто применяемая в медицине, а также один из даров волхвов в истории о рождении Иисуса) и сенна (бобовая культура, используемая как слабительное).
Как
писала в своей «Истории Медицины» Т.В.Сорокина, алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название al-kuhl).
Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.
[от себя же уточним, что всё-таки вернули... Изначально халдейские эксперименты у атанора активно практиковали в римской Империи. В той же Александрии. О чём косвенно свидетельствует
«Герметический свод». Но и правда, именно на Пиренеях европейская культура XIII века на примерах Альфонсо Мудрого и Раймунда Луллия отыскала новые пути синтеза знаний Востока и Запада.]
Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний.
Сбалансированное питание и телесная чистота - базовые принципы восточной холистической медицины.
Еще в X ст. в Северной Африке была написана «Установка относительно диеты», впоследствии в этот труд многократно вносились дополнения. Врачам халифатов принадлежит ряд афоризмов о преимуществах профилактической медицины, например, -
«Если ты можешь вылечить больного лекарствами или диетой, выбирай диету».
Следует напомнить, что в древнем мире под диетой (биаита) понимали не только режим питания, но и в целом здоровый образ жизни.
Превалирование профилактической медицины органично вытекало из древних гигиенических традиций.
Кроме того, исламское неприятие анатомирования не давало возможности врачам досконально изучить человеческий организм, что сильно затрудняло поиск причин заболеваний. В этих условиях оптимальным и мудрым решением являлось направление усилий на поддержание здоровья, в чем арабы немало преуспели. Основные правила гигиены и санитарного состояния жилища закреплены в Коране.
Каждый мусульманин, не желаюший прогневить Всевышнего, обязан быть чистым.
Ежедневной пятикратной молитве (намазу), предшествовал обряд малого и большого очищения.
В первом случае правоверный мыл руки, ноги и лицо; во втором - полностью омывал свое тело.
В мечетях для этого строились специальные бассейны с проточной водой.
Ритуал очищения особенно касался женщин, которых на Востоке считали нечистыми. К мужчинам Аллах был более снисходителен: при отсутствии воды им разрешалось смахнуть грязь песком.
Молиться предписывалось только в чистой одежде, вдали от «грязных» мест таких, как кладбище, бойня или уборная. Согласно хадисам, гигиенические правила Корана заимствованы из традиций Древней Индии; жители этой страны, как известно, отличались большой чистоплотностью.
Успехи мусульманских медиков «Золотого века халифата» можно проиллюстрировать на мудрёном примере традиционной офтальмологии - искусстве излечения глазных заболеваний.
(см., в частности, очерк «
Eye Specialists in Islam»)
Строение глаза арабы изучают давно и исправно. Причём безо всяких гендерных предубеждений - как уже писалось, при Омейядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.
Как
указывает Е. Грицак, самым ранним из сохранившихся произведений арабских медиков является трактат «Альтерация глаза» авторства Хунайна ибн Исхака аль-Ибади (809-877 годы), предпочитавшего специализацию по болезням глаз.
Изображение строения глаза из средневековых арабских трактатов
(слева - иллюстрация к трактату Хунайна ибн Исхака; справа - из «Анатомии глаза» Аль Мутадиби (ок. 1200))
Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн аль-Хайсам (965-1039),- известный в Европе как Alhazen - первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям («роговица», «хрусталик», «стекловидное тело» и т.д.).
Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. (очки!)
Капитальный труд Ибн аль-Хайсама «Трактат по оптике» («Kitab al-Manazir») прославил его имя в странах Востока и Западной Европы.
К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе - «Opticae thesaurus Alhazeni arabis» («Сокровища оптики араба Альхазена»).
К первой тройке замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али аль Мосули (X в.), - один из известнейших глазных врачей Каира десятого века.
Эффективный метод удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имел большой успех и получил название «операция Аммара».
Serefeddin Sabuncuoglu, «Cerrahat al-Haniyye», Millet Library
На рубеже 10-11 веков творил достославный багдадец Али ибн Иса.
Его авторству принадлежат трактаты Tashkiratul-Kahhalîn («Заметки окулистам») и «Памятка по Офтальмологии» (компиляция из Галена, Гиппократа и новых открытий).
В следующем столетии прославился на этой ниве один примечательный перс:
Abu Ruh Muhammad Ibn Mansur Bin Abdullah, обрётший известность как Джурджани или Зарриндаст («Златорукий»). В 1088 г. он написал трактат «Nûr-ul-'Uyûn» («Свет очей»), где детально описал около тридцати глазных операций, из которых три - по удалению катаракты.
Он описывал не только видимые недуги вроде катаракты, глаукомы или склеры, но и скрытые болезни, где внешне здоровый глаз утрачивал зрительные функции - например, при повреждении глазного нерва, интоксикация etc.. Много внимания уделил медикаментозным препаратам...
Были и другие мэтры медицины арабоязычного Востока.
Повторимся, вплоть до конца семнадцатого века их опыт в мировой врачебной практике оставался непревзойдён...
Наконец, как уже анонсировалось, такая сложная и многогранная фигура как почтенный Ибн Сина требует всё же отдельного рассмотрения. В отрыве от прочей плеяды его коллег-земляков.
Вот ему и посвящается нижеследующий пассаж...
(см.:
http://hismed.ru/node/24)
Самым выдающимся врачом-ученым средних веков заслуженно считается Ибн-сина (латинизировано его имя Авиценна), которого давние историки медицины называли Princeps medicorum (глава врачей).
Абу Али Ибн-сина (980-1037) родился в селе Афшани возле Бухары (Персия).
Жил он в период экономического и культурного расцвета государства Саманидов.
Высокоодаренный от природы человек, он уже смолоду выделялся своими способностями и имел возможность пополнять свои знания в больших книгохранилищах бухарской библиотеки. Переехав по политическим причинам в Хорезм, Ибн-сина работал в обществе самых выдающихся ученых Востока, между которых был и
упоминаемый в прошлый раз Аль-Бируни.
Это дало возможность Ибн-сине расширить объем своих знаний в разных отраслях.
Ибн-сину считали вольнодумцем, безбожником, он испытал при жизни много преследований, несогласие, даже был заключен в тюрьме. Умер он на 57-ом году жизни в Хамадани (современный Иран), где до наших времен хранится его могила-мавзолей.
Ибн-сина был энциклопедистом, как и много других ученых в древности.
Он оставил труды по философии, математики, физики, астрономии, химии; медицине он посвятил около 20 трудов. Мировую славу принесло ему пятитомное произведение из медицины «Канон врачебной науки», который был основным учебником в течение пяти веков для всех медицинских школ не только Востока, но и Запада. Каноны Ибн-сины в XII ст. были переведены на латинский язык. (...)
В Каноне Ибн-сины, как ни не в одном тогдашнем учебнике, в сжатой форме, понятным языком, с исключительной последовательностью выкладываются в определенной системе основные отрасли всей тогдашней медицины.
В первой книге Канона поданы тогдашние сведения из анатомии, общей терапии, о функциях органов.
Во второй части - учение о лекарствах и их действии.
В третьей - даются описания отдельных заболеваний и лечения их, по обыкновению тех времен, заболевания выкладываются «а capite ad calcanem (от головы к пятам)».
В четвертой книге - хирургические заболевания, учение о лихорадках, косметика.
В пятой - рецептура, вещества, которые используются в качестве противоядия.
В основу изложения медицины Ибн-сина положил учение Аристотеля, Галена, опыт индийских, среднеазиатских врачей и свои собственные наблюдения и большой практический опыт.
Он описал клиническую картину чумы, отличал от проказы слоновость, определял возможность передачи заболеваний через воздух, воду, почву.
В Каноне даются указания относительно гигиены жилья, одежды, питания, причем рассматривается питание отдельно для детей, взрослых и людей преклонных лет. Особенного значения в сохранении здоровья Ибн-сина предоставлял физическим упражнениям, правильному режиму питания и сна.
В хирургическом разделе дается описание операций, среди них трахеотомии, извлечения камней, ампутаций, лечения травматических повреждений.
Для лечения свежих ран рекомендуется промывать их вином, накладывать швы.
средневековая миниатюра, иллюстрирующая вправление перелома
Ибн-сина считал, что для сохранения здоровья и вообще для успеха лечения большое значение имеют душевное спокойствие и равновесие. Это он доводил, в частности, своим классическим экспериментом с двумя баранами, которых он содержал на одинаковом пищевом режиме. Клетку одного из них он ставил рядом с клеткой волка. Этот баран, невзирая на сытый корм, быстро чах и погибал, тогда как второй, что не имел такого соседа, находился долгое время в добром состоянии.
Относительно происхождения психических заболеваний Ибн-сина не разделял общераспространенного в то время взгляда на них как на болезни демонического происхождения. Причиной их он считал или окружающие условия, или то или другое соматическое нарушение. Доказательство этого он видел в выпадении чувствительности, определенных функций после травм головного мозга.
В своем учении о мизаджу - индивидуальную природу каждого человека (восточная интерпретация античных теорий о темпераментах) - Ибн-сина подносил неразрывное единство физической, моральной и эстетической сторон; в последней особенное место он отводил музыке, посвятив ей специальные работы.
Проблемы медицины нашли также своеобразное художественное воплощение в творчестве Ибн-сины.
Известна его «Поэма о медицине» («Уружуза фи-т-тибб»), которая не раз была переведена на разные языки и обросла солидным комментарием.
Ибн-сина очень дорожил своей поэмой.
«Я одел ее, - писал он, - в совершенные одеяния и радовался ею, убранною в мантию красоты».
Мировоззрение Ибн-сины не было свободно от противоречий.
С одной стороны, он ценил наблюдение и опыт, приближался к пониманию закономерности явлений природы, с другой - отдавал определенную дань мистике, занимался толкованием сновидений. Так и в медицине он, рядом с новаторскими идеями и передовыми на то время общими взглядами, допускал применение в лечебных целях некоторых нерациональных средств и приемов.
Свободомыслие Ибн-сины, его выступления против фанатиков и официального ислама вызывали ненавистную реакцию. Он испытывал преследования, особенно в последние годы жизни в Персии, где на то время усилилась реакция. Представители официального ислама считали Ибн-сину - и не без оснований - неверным и еретиком. В одном из своих сатирических памфлетов он писал:
Что же, так оно и есть: в обществе ослов
Если ты не осел, тебя неверным зовут.
см. также
Scientific Transfer and Scholarship in Medieval Arabic Pharmacology by Dr. Oliver Kahl*
Selected Gleanings from the History of Islamic Medicine by Dr. Sharif Kaf al-Ghazal
Канон врачебной науки Абу Али Ибн Сина
Взгляды Ибн Сина о здоровом образе жизни