(no subject)

Mar 27, 2020 22:56

Что сами протестанты пишут о своих "храмах" (выделено мной):

Протестантские храмы или как чаще их называют кирхи, свои истоки берут от западной храмовой архитектуры и являют собой места молитвенных собраний, лишенные сакральных мест. Но, несмотря на это, внешний образ протестантских кирх продолжает сохранять особенности храмовой архитектуры. Вместо алтаря появляется кафедра для проповедника пастора, также сохраняется общее молитвенное пространство, во многих кирхах можно увидеть хоры и даже встречаются органы, которые используются за общей молитвой. Особенностью протестантских кирх, в отличии от католических храмов и православных соборов, это свободное расположение в окружающей среде.
Архитектура протестантских храмов сравнительно с костельной, определялась большим аскетизмом и лапидарностью форм, что обусловливалось стремлением протестантизма к более дешевой и скромной религиозной обрядности, а также другой богословской конфессиональной программой...
...Эта же доктрина отрицает посредничество Девы Марии и других святых в деле спасения. Также для протестантского храма всегда был актуален образ «дома» - места, где собираются молящиеся. Ткаченко пишет: «Протестантские храмы пропагандируют минимизацию деталей и концентрацию на основном концепте. А концепт этот таков: «Храм не должен быть долгой дорогой к Богу, а должен быть местом встречи с ним», а для этого вовсе не нужны десятки, сотни, тысячи деталей. Для этого нужно отсутствие тьмы и побольше света, в душах прихожан, так и в самой церкви. Именно поэтому, протестантские храмы чаще всего внутри окрашены светлыми тонами и имеют множество окон. Это создаёт ощущение того, что и атмосфера во всём зале - светлая. Далее, важный визуальный момент внутри протестантского храма - отсутствие алтаря, что наглядно показывают суть протестантизма: церковь не проводник, не посредник, а лишь помощник. Поэтому, алтарь заменён кафедрой, что означает визуальное сближение проповедника с аудиторией, «равный среди равных». …Итак, тезис: главной визуальной задачей протестантских храмов является некое осветление и уравнение людей в стремлении к Богу.
Молитвенные здания протестантов лишены пышного убранства, образов, символов, икон и скульптурных композиций. Для них нет необходимости в таком декоре, поскольку в протестантов нет иконопочитания, которое присутствует в католических или православных храмах. Храмом может служить любое сооружение, которое имеет необходимые помещения для совершения богослужения. Протестантские молитвенные дома тоже, как правило, имеют трехчастную структуру: входную зону (аналог нартекса, притвора), непосредственно молитвенный зал (неф) и место для проповеди (алтарь, пресвитерий).

Протестанты, в соответствии с принятыми догматами Реформации, отказались от почитания икон всем святым, деве Марии и всему, что изображено человеком и считали излишеством украшать свои дома молитвы. Но главные христианские символы, такие как «крест», «Библия», «хлеб и чаша», «виноградная лоза», «голубь» и некоторые другие широко употребляются. Эти символы для христиан протестантов не несут сакрального значения и приобрели, скорее всего тот смысл, что в него вкладывали первые христиане - информационно-декоративный.

Если рассматривать функциональность храма, то главное, что можно отметить - это обилие естественного света, простота и комфортность. Присутствующий ощущает свободу, лёгкость и просветление. Никакого давления архитектуры, декора и других элементов помещения. Стены и потолок окрашены в белый цвет, что напоминает ранние протестантские кирхи.

Протестантизм, как явление, сыграл огромную роль в Украине не только в религиозно-общественной сфере. Он оказывал влияние в разные периоды истории страны и на социально-культурную жизнь общества. В архитектуре это выражалось прагматичным подходом к самой идеи храмостроительства. Мы видим, что идеи Реформации диктовали новое понимание образа храма, требования к его внутреннему и внешнему облику. Решающую роль играет искусство простоты. Своим, в подавляющим большинстве, аскетизмом протестантские кирхи, молитвенные дома, современные христианские комплексы стали альтернативой традиционной храмовой архитектуре.

Это, в сущности, краткое содержание всей пропаганды "литургического и храмового возрождения" последних нескольких лет, которое мы наблюдаем на конкурсах, в некоторых проектах, в новых интерьерах строящихся и восстанавливаемых православных храмов. Пропаганда, как всегда, использует штампы типа "новое гонимое искусство, являющее Бога в простоте, против которого воюют нетворческие замшелые мракобесы с нефтяным барокко и дорогостоящими фасадными деталями". Нет ничего нового под солнцем.

церковное искусство, православный храм, храм в Тушино, церковь

Previous post Next post
Up