(no subject)

Jan 20, 2020 21:41

Вчера заглянул на archi.ru и нашел изумительную статью про Цумтора. В ней изумительно решительно все.
В 2012 году Цумтор приезжал в Пермь показывать свой проект новой пермской художественной галереи. История с этой галереей была длинная: в 2008 году был конкурс, в жюри которого входил Цумтор, в конкурсе победил Борис Бернаскони, потом его проект пытались поставить в разных местах набережной, все окончательно зашло в тупик, и тут внезапно оказалось, что галерею будет проектировать Цумтор, потому что он договорился об этом с губернатором. Потом все долго ждали информации о его проекте, ходили слухи, что это будут какие-то стеклянные кристаллы на стилобате вдоль набережной. Привезенный Цумтором на презентацию проект поразил дичайшим абсурдом решений. Но его разработка продолжилась, пока в сентябре 2013 года губернатор не сообщил, что проект невозможно реализовать. Про этот пиявкообразный проект и встречу с Цумтором я тогда писал.
И вот - оказывается, вся эта история имеет феерическое продолжение! В июне 2013 года, то есть тогда, когда Цумтор еще сидел над эскизами пермской галереи, он представил проект лос-анжелесского музея LACMA. Проект пермской галереи, очевидно, родился из лос-анжелесского - вероятно, Цумтор еще в 2012 году показал его Чиркунову, и возможно, тот предложил сделать нечто подобное в Перми. На эту мысль наводит сходство проектов, и самое забавное, что оба проекта оказались одинаково абсурдны для тех мест, для которых они проектировались. В Лос-Анжелесе пиявка приняла форму амебы и встала на ножки. Смешно, но на такую возможность я указывал еще тогда)).
Поражает сходство ситуаций там и у нас. В Перми Цумтор спроектировал здание 8000 кв.м. вместо 20000 требующихся, в Лос-Анжелесе предложил снести старое здание и построить новое вдвое меньшей площади, да еще в окончательном варианте музей изогнулся и перекинулся над дорогой на другую сторону улицы - влияние проекта Бернаскони, который спроектировал галерею над железной дорогой?!?))) Статью, ссылку на которую я дал, пишет американский журналист, и некоторые его впечатления прямо-таки буквально совпадают с моими, хотя проекты разные - о жесткости и раздробленности пространства, о невозможности экспонирования в стеклянном аквариуме, о невозможности развития музея. Вообще, рекомендую прочитать длинную статью целиком, это редкий образец прямо-таки архитектурного диссидентства в западном мире. Человек искренне недоумевает - проект провальный, абсурдный, но все, загипнотизированные именем архитектора и принудительным обожанием стеклянных коробочек, продолжают продвигать его!
Надо сказать, наткнулся я на эту статью, читая архитектурные итоги 2019 года на archi.ru. И я был поражен, насколько справедливы слова Н. Салингароса в отношении современной архитектуры. Узкое сообщество модернистов хвалит самих себя и раздает друг другу премии, поливая помоями всех остальных и формируя таким образом пропагандистский миф о самой лучшей, правильной и творческой модернистской архитектуре. Реклама и манипуляции, распространение ментальных вирусов, соблазнение и гипноз - главная движущая сила модернистского мифа:

К архитектуре Цумтора, однако, прилагались соблазнительные определения: атмосферная, спокойная, тихая, мистическая. Он принадлежит к касте художников, обладающих особой чувствительностью, что нравилось Говану. Цумтор представил особую точку зрения, сменив аномию пустого пространства и каменной облицовки на возможность «почувствовать» здание. На своей лекции в Израиле Цумтор говорил о мальчике, бегущем по полю на овеваемый ветром холм. Мальчику не требовались знания философии, чтобы почувствовать вкус жизни.

Какие высокие слова, какая поэзия (поэтому покупайте нашу архитектуру)! И какой базарной бранью то же сообщество готово наградить тех, кто не разделяет его взглядов! Цумтор, поклонение которому достигло религиозного градуса, представляет публике неработающие проекты, но ведь они на ножках и со стеклянными стенами, разве можно их критиковать? Ведь тогда придется признать, что эта архитектура давно зашла в тупик! Но что поразительнее больше всего: в итогах года кто-то говорит про скандальный проект застройки Бадаевских складов "это потрясающий, великолепный проект, но реализовывать его нельзя, потому что он не подходит к этому месту". Наша архитектура самая лучшая и правильная, но ее нельзя реализовывать, потому что будет плохо))) Какой сильный гипноз - человек, который так говорит, не перестает делать эту архитектуру, потому что искренне верит, что другую архитектуру делать нельзя!

И еще: не знаю, прочитают ли эту запись пермские "журналисты" типа Юлии Баталиной или Любови Анкудиновой, или Сковородина, писавшие в 2012 году язвительные пасквили "пермские архитекторы обиделись на Цумтора", "испугались", "посмели критиковать гения". Вышеприведенная статья должна быть для них примером, как надо писать о важных архитектурных проектах, но, думаю, такой уровень здесь вряд ли достижим вообще - тут еще не все журналисты с падежами разобрались, о чем говорить? Надеюсь, они хотя бы поймут, как глупо и смешно они (а не пермские архитекторы!) выглядели в той истории.

новая пермская художественная галерея, Цумтор, модернизм, lacma

Previous post Next post
Up