Храм этот, в результате увеличения вместимости до 300 человек, конечно, уже не может называться вполне скромной сельской церковью. Увеличение объема потребовало усложнения колокольни. В храме плоские потолки, небольшой отапливаемый объем - ради удешевления эксплуатации и отделки. В будущем я сделаю еще вариант фасадов с красным и желтым кирпичом, без штукатурки. Вместо иконостаса, который обычно бывает очень дорогим, я сделал «триумфальную арку», составляющую часть стены, и иконы, которые обычно составляют иконостас, висят на стене (с проемами в алтарь все в порядке, они достаточно большие, и сама арка воспринимается не как глухая стена, а как объект, стоящий в центре единого помещения).
И вот я прихожу к епархиальному архитектору, и он начинает мне рассказывать, что плоские потолки - это неправильно (так не бывает), что над иконостасом, толщина которого иногда доходит до 40 см, должна быть арка, и что кадило канонически можно разжигать только в левом углу алтаря, и ни в коем случае не в правом. Что в алтаре должна быть конха.
Что важнее, сделать похоже на 18 век или сделать адекватно финансам и месту? Я не хочу протестантский минимализм, я хочу простой красоты, которая достигается продуманным качественным архитектурным решением (и мне совсем не нравится мысль, что в моем храме поставят пошлую типовую софринскую иконостасную роскошь).
Мой храм тоже нельзя назвать дешевым. Я создаю достаточно сложную форму. Но при всей сложности фасада это все-таки просто кирпичная кладка, и все, что нужно для нормального изготовления, - хорошие детальные чертежи. Кирпичный фасад создается сразу и надолго, и эта сложность не кажется мне лишней. Интерьер - совсем другое дело. В нем происходят основные изменения, которые будут связаны с жизнью общины. Я создаю для этого рамку, форму интерьера, которая при всей своей простоте не является неполноценной. Она может оставаться такой, а может стать сложнее и богаче.
В качестве универсальной формы остается классическая форма. Она не связана ни с чем внеархитектурным (иначе придется признать, что она связана со всем, от фашизма до христианства). Поэтому такая форма современна, от нас зависит, какое содержание мы вложим в нее сегодня.
У Метелева я полистал эскизный проект похожего сельского храма, таких же размеров, в качестве примера. Это не опишешь, это надо видеть: там такой прямоугольный план, и посередине его разделяет стена. Четверть храма занимает солея, еще четверть занимает лестница на хоры. И там еще свечной ящик не нарисован! Вместимость - 80 человек (у меня 300). Думаю, там и 80 человек не поместятся, им там просто негде стоять. Зато фасады! Все маковки и закомары на месте. Получился такой муляж, форма та же, что у настоящего храма, а пользоваться невозможно.