В гостях у сказки или Что делать со сбывшейся мечтой (часть 2)

Feb 17, 2013 12:32

Начало тут

Как я уже говорил, малое количество сонных часов совершенно не отражалось на самочувствии…
Четырех часов было достаточно в тот раз вполне. Утро было великолепным, погода - замечательное, состояние - бодрое и свежее, впервые, пожалуй, за весь поход, да и не только за весь поход…
Духи нам приготовили шикарный подарок в тот день. Все получилось, как в американских фильмах - идеально. Это, без сомнения, был апогей всего похода, хотя кто знает, там знаковых моментов было еще очень много… Ну, да по порядку.
Мы быстро собрались и пошли к переправе, уровень воды упал, что мы расценили, как еще один добрый знак. В месте, которое мы выбрали для брода, лежали старые кроссовки и горные ботинки, которые были кем-то заботливо оставлены, похоже, именно для этих целей. Алексей был в неопреновых ботах, остальным мужчинам обувка оказалась не в пору, так что воспользовалась дарами природы и туризма только Наталья.


[Куда бредем?]Брод был сопоставим с хождением по горячим углям, только, соответственно, наоборот. Бодростью мы зарядились неимоверной. В целом, брод прошли успешно, единственное, в одном месте я все-таки умудрился найти яму и чуток намочил трусы, ну да невелика жертва, в конце-концов…


Был один момент, сбивавший меня с толку с самого утра - мое состояние. Я нормально проснулся, чувствовал себя великолепно, но ощущения были такие, как будто я сплю, или как будто я изрядно пьян, но при этом абсолютно трезв, сложно объяснить. Некая тишина в голове, ощущение неконтролируемости своего тела, и в то же время его безошибочные действия. Подобное состояние было после похода к Белухе 13 лет назад… Видимо, духи и место просто чистили мое тело и душу, а я был в режиме ожидания и сохранения энергии… Дискомфорта не было никакого, просто непривычно. Постепенно от этого ощущения появилось удовольствие.
Духи меж тем с ходу начали нам дарить виды один краше другого, нижний водопад Иолдо-айры был первым, да и долина Верхней Кучерлы тоже приковывала внимание изрядно. Вообще, в тот день мы кучу времени посвятили любованию видами и фотографированием, если и были остановки, то, как правило, не меньше минут 20. Тропа круто поднималась вверх по водопаду, а потом тянулась вдоль типичного дарашкольского пейзажа - ветвистые витиеватые невысокие кедры, заросли бадана, большие камни, часто покрытые мхом.


Иногда были болотца, но небольшие и нормально проходимые. Шлось легко, казалось, с каждым шагом сил становится больше, несмотря на то, что дорога была не слишком легка и быстра.
Вскоре нам начали открываться вершины и ледники Мюшту-айры, которые в прошлый день нам показались лишь частично. Сразу запахло Белухой, пусть мы так и не увидели ее, но почувствовали ее близость. Меж тем, вскоре мы подошли к среднему водопаду Иолдо-айры. Мы и так уже были заряжены ожиданиями красот и силы, но такого не ожидали.






Честно говоря, даже если бы дальше уже ничего интересного не было бы, нам вполне вкатил бы и этот водопад, мы минут сорок провели вместе с ним. Мы увидели его метров за двести и уже были впечатлены: по большому пологому скальному выходу медленно стекали белые потоки в бирюзовую реку. Скальный выход был разделен на две части - одна сухая, вторая, как раз сам водопад, то есть - мокрая. Описывать водопад нет смысла, его просто нужно увидеть. Мы подбежали к нему и, как дети, облазили его весь, где только можно было это сделать. Здесь было все, что можно - и мощный камень, по которому бежит водопад, и по которому можно просто ходить в другой половине, мощные струи и медленно сбегающий по самой нижней ступени водный пульсирующий поток. Чувствуя, что можем такими темпами и не дойти до озера, мы пошли дальше, хотя оторваться от такой красоты было нелегко.
Дальше уже начались преддарашкольские пейзажи - крутые склоны, горы, напоминающие Мачу-Пикчу и предчувствие озера. Было довольно много невысоких кедров, с которых шишки можно было рвать руками, лишь слегка надо было забраться. Решено шишкарство было оставить на обратную дорогу. Верхний водопад Иолдо-айры ознаменовал начало озера. Водопад, конечно, после среднего уже не так впечатлял, хотя тоже был хорош. Озеро, собственно состоит из нескольких частей. Первая вообще представляет собой отдельное озерко, куда из основного ведет довольно мощный, но неширокий слив.


Дальше озеро еще небольшими «перетяжками» делится на несколько частей. Первая, по ходу движения - самая большая, образована довольно крупным полуостровом, с которого открываются классные виды во все стороны. Там и решено было пообедать. Озеро все усыпано камнями разных размеров, в основном, крупных, ледник, в свое время здесь славно поработал, его линия видна очень четко. Кедры, как могут, приспосабливаются к таким условиям и отчаянно цепляются за камни. Мест для ночевки вокруг озера очень мало, как мало и дров. В общем, суровая такая красота… До полуострова добрались быстро, в одном месте пришлось подняться по веревке, благо, она там висела, хотя, можно было, в крайнем случае и обойти…




Впервые за весь поход можно было просто расслабиться и вдоволь понаслаждаться природой, тем более такой природой… Не удержавшись, я все-таки искупался в озере, хотя искупался - громко сказано, так зашел, окунулся и вышел, своеобразный ритуал омовения и очищения…
После обеда часть народа пошла посмотреть на склоны, а часть осталась на полуострове. Сначала пойдя было с активной частью группы, все же решил остаться. Залег под кедром и предался мыслям и ветру. Ощущение невероятного комфорта, тишины и покоя захватили меня. Просто ощущения дома… Активным же товарищам посчастливилось увидеть с высоты водопадики на противоположном берегу, их было довольно много, но все небольшие, хотя и высокие. Некоторые просто терялись в камнях и было непонятно, где они впадают в озеро.
Время, казалось, остановилось. Безмятежность и покой были разлиты по всей долине озера… Но идти назад было нужно, путь, пусть и приятный, был неблизкий. С сожалением и благодарностью мы уходили с Дарашколя обратно…
У каждого из нас был свой мотив посетить его, каждый мечтал об этом… Лично я ждал этого 14 лет и вот - мечта сбылась, и, что интересно сбылась полностью, без всяких условий и ограничений и ощущения были абсолютно полными, все ожидания исполнились…
После этого тяжеловато думать о других местах какое-то время, строить какие-то планы, нужно время, чтобы все улеглось… На дороге обратно у всех висел вопрос - что и куда дальше? «Перешибить» Дарашколь могла только, наверное, Белуха, хотя и понимание, что за один раз этого будет многовато тоже маячило на периферии сознания… Я для себя решил, что до лагеря просто наслаждаюсь природой, своими ощущениями и дорогой, а там - будь что будет…
Планы по орехозапасам забыты не были и пара кедров подверглась залезанию меня на них и срыванию шишек. Делать я это старался деликатно, чтоб не повредить кормильцев, благо, как говорил, можно было многие шишки просто срывать. В итоге, минут за десять шишек набрался целый пакет, которого нам, в принципе, уже и хватило бы.
Дорога назад была, как в сказке - закатное небо, сентябрьский еще теплый вечер, шум водопадов и реки… Даже брод погоды не испортил, да и как-то быстро мы его миновали… Только вот настораживал легкий дым, виднеющийся над нашей стоянкой, ну да по плану там должна была подойти группа с «Высотника». Она и оказалась, мы с ними поздоровались и обменялись впечатлениями и информацией. Сосуществование двух миров было гармоничным.
Поужинав, мы нос к носу столкнулись с вопросом дальнейших планов. Пребывая в эйфории от сегодняшнего вояжа, мы легко могли не рассчитать силы и встрянуть потом на Каратюреке… Волевым решением и подсчетом продуктов, решено было облегчит маршрут и не соваться в святые долины Ак-кема и его притоков, а прогуляться в Кони-айры и вернуться в Кучерлу. Двоякие мысли были - с одной стороны, конечно хотелось попасть и в Ярлу, где мне еще в прошлый раз очень понравилось, да и просто увидеть живого алтайского бога (ну, или, скорее, богиню) - трехглавую Белуху… С другой стороны, духи очень благосклонно отнеслись к нам, и испытывать их терпение и радушие было бы не совсем правильно, да и мечта-то сбылась… Не переборщить бы…
Короче, сожалений не было.
Погода и на следующий день была идеальной, что мы расценили, как одобрение духов по поводу нашего решения. Ничего особо примечательного мы в тот день не ожидали, а зря. Саша в тот день с нами не пошел, решив побыть одному на природе.
Дорога до водопада на реке Кони-айры очень разнообразна: после переправы через Мюшту-айры она идет по замшелым камням в кедровом лесу с кучей брусники, потом вдоль реки по пересохшим протокам, затем по мощной осыпи из крупных камней, а потом уже снова по лесу.


Идя вдоль реки мы нашли следы пребывания человека… Нет, это не были банки из-под консервов, или окурки, или батарейки, или куски одежды… Это была надпись. Предполагаю, что она была написана в шутку особо впечатлительными туристами, которые другими способами не смогли выразить свой восторг от этих мест. Ну, в общем, вот:


На осыпи в нас проснулся геологический интерес, да и то - таких слюдяных прослоек в граните мало где мы видели раньше… Ну, а потом - водопад. Мы зря думали, что на уже ничем не удивишь: мощный 40-метровый ступенчатый красавец сбегал с массивного скального уступа. Особенно впечатляла одна из ступеней, бьющая в стену. Брызги поднимались метров на 10, создавая облачка из капель и радугу.




Впечатлило и распертое о скалы бревно, ну и на самом верху еще один сюрприз - медвежьи котяхи в полноги размером… Если и осталось что-то в нас нехорошее на тот момент, то оно точно выбилось водопадом. Я-то закайфовал еще на Дарашколе, а вот, например, Сергею, вкатило в тот день…
Дорога назад была спокойной, размеренной и легкой. Саша нас ждал, причем он соорудил какое-то первобытное копье для защиты нашей территории, хотя на нее никто и не посягал особо… Саше опыт жития одному в природе дался, видимо, не совсем легко психологически, но оказался полезен.
Тут оказалось, что его защитные мероприятия были не так уж и напрасны - посягательства на нашу территорию, таки, были, причем непосредственно это коснулось меня - наглые мыши прогрызли мой рюкзак и сьели затерявшуюся в вещах конфету и пару шишек. Мыши были поруганы, а рюкзак заштопан…
После ужина была гулянка, видимо, по случаю сбывшейся мечты и полного очищения от городского мракобесия. Невинная фраза Алексея: «Давайте внедрим!» обернулась распитием изрядного количества алкоголя из закромов, поедания каратюрекского сала (теперь же не надо было приберегать его) и изрядной порцией задушевных разговоров. Пития у нас скопилось много, так как Алексей брал с учетом того, что пить будут все, ну и на все дни, соответственно. Из меня питейщик алкоголя почти никакой, да и другие участники пили немного, поэтому алкогольный джекпот рос. Засиделись мы допоздна, потом перешли в палатку, продолжая задушевные разговоры, которые стали намного задушевнее, особенно у Сергея. Перцовка, видимо, вкупе с эмоциональным и физиологическим подъемом, оказала на него особое влияние. В подробности вдаваться не буду, скажу только, что разговоры, а, точнее, монологи, касались женщин, их достоинств и приятных вещей, связанных с этими достоинствами. Поэтическая половина в тот вечер глубоко оттеснила инженерный ум Сергея, и мы не знали, честно говоря, как на это реагировать, потому тупо ржали, слушая его красивые монологи… Ну, да, в общем, Сергею это было и не важно, он был в своем мире, лишь иногда возвращаясь к нам, когда мы ржали особо громко. Такой красоты долго выдержать, конечно, было невозможно, поэтому мы перевели на излюбленную тему Сергея - путешествие по Европам. Потихоньку, сон неумолимо победил.
Наутро были все признаки перемены погоды, опять же, заботливые духи подсказывали, что надо уходить отсюда, что мы и сделали, на прощанье сделав общее фото на нашей стоянке, которая стала уже такой родной. Погода в тех местах, где мы были стала портиться, а вот в окрестностях Кучерлинского озера была пока отличной. Дорога обратно вдоль озера и по морене показалась намного легче, да и озеро было приветливее и краше, чем раньше. Позабавила фраза Сергея на обеде: «Я, кажется, начал вспоминать, что говорил вчера…». Мы скромно помалкивали…
В конце озера случилось еще одно событие, которое имело продолжение вплоть до возвращения домой. Мы встретили девушку. Девушку звали (и зовут, слава богу) Саша, она из Самары. Девушка молодая, красивая, но одна и идет на Дарашколь. Снаряга у нее имелась, палатка была, продукты, видимо, тоже, ноги, правда сбила, но это не критично… Но - одна, вот это напрягало… Мы рассказали ей про стоянки, про броды, про дорогу, но общее состояние наше ухудшилось - осталось беспокойство за нее. Не то, чтобы дорога была испорчена, но мысли о ней всплывали постоянно. Благо, она дала нам зацепку - попросила передать привет хозяйке зеленого дома в Кучерле, где она останавливалась…
Виды Кучерлы с перевала дураков несколько скрасили тягостные ощущения.


Озеро по-настоящему нам открыло себя, добавляя ощущений и «сбывшести» мечты. Пофотавшись, и окинув напоследок взглядом красоты, которые мы посетили, мы двинулись вниз по Кучерле. Насколько тяжело было идти вверх, настолько же легко было двигаться вниз по тропе. Единственное - стали болеть плечи от рюкзака. Особо примечательного в тот день ничего уже и не было, мы к закату добрались в место первой нашей ночевки. Погода была опять отличная, только где-то в районе Кони-айры были тучи, что заставляло вспоминать девушку Сашу…
Последний активный день похода выдался погожим - духи решили соблюсти сказочные правила и завершенность. Дорога была не то, чтобы совсем уж незаметной - плечи все равно болели, но она совершенно не напрягала, и привалов мы делали минимум.


Местность пошла парковая, было много открытых мест, так что можно было всласть налюбоваться и Кучерлой и окрестными вершинами, а километров за пять до Елани появилась и мобильная связь, которая моментально вернула нас в лоно цивилизации. Саша позвонил на «Высотник» и договорился, чтобы за нами пришла машина. Для меня же в тот день было еще одно знаменательное событие - годовщина свадьбы, как только связь стала устойчивой, позвонил домой. Там мне были очень рады, да и я сразу понял, что очень сильно соскучился по семье… Решил отправить жене ММС-ку с собой с букетом сентябринок и горными пейзажами. Задумка удалась.


К Елани мы подгребли довольно рано, часа в два дня, обедать особо не стали, перебиваясь сухофруктами и ожидая машину. Машина вскоре появилась, это была «Нива», очевидно было, что не наша. «Нива» привезла компанию из трех человек: пару из Ярославля и седобородого кряжистого деда. Глаза у деда, которого, как оказалось, зовут Евгений, просто горели, да и сам он было ощущение, что летал.
Он спросил, куда это мы ходили, и когда ответили, что на Дарашколь, он усмехнулся: «Ну, так это поход выходного дня!». Нас это немного кольнуло, но совсем немного. Он же с парой из Ярославля собирался в Ак-Кем через Каратюрек. Мы разговорились, он уже 23 раз в этих местах, один раз восходил на Белуху, но больше этого ему не надо, спросили мы и про Мастер-камень в Ярлу, и про Великий переход, про снежных людей и многое другое. Он охотно отвечал, не всегда понятно, правда было о чем говорит. Вообще, удивительно, что в этих местах мы не соприкоснулись с такими людьми раньше, хотя это и понятно - их основная масса и их маршруты проходят больше по аккемской долине и вблизи Белухи, да и время года не самое «рыбное» для посещений «рериховцев» и прочих эзотерически настроенных товарищей. Наша компашка несколько разделилась в восприятии Евгения - одни просто посчитали его «рерихнутым» фанатиком, другие прислушались к тому, что он говорил. Он рассказал и свою версию петроглифов в Куйлю: по его утверждению, это свидетельство того, что уже тогда, в древности, люди ходили к Белухе в ритуальных и паломнических целях.
Позже, уже дома я понял, что он - рикловец, но это не суть важно, главное, что он четко сформулировал идею путешествия лично для меня. Как бы высокопарно это не звучало, но нам всем нужно передать ту силу и энергию, что дал нам Дарашколь другим людям.
Евгений со спутниками ушел вверх по тропе, а за нами приехал бортовой уазик. И весело и грустно стало… Весело - потому что скоро домой, можно будет помыться в бане на «Высотнике», поспать на кровати, грустно - потому что жаль со сказкой-то прощаться…
На «Высотнике» у нас было еще одно дело - сходить в зеленый дом, передать информацию о девушке Саше. Мы это и сделали. Татьяна, хозяйка дома, сказала, что Саша уже ходила в прошлом году на Ак-Кем с группой, поэтому не пропадет. По возвращению домой, мы узнали потом у Татьяны, что Саша вернулась, так что внутренний долг был выполнен.
Ну, дальше уже собственно, особо ничего примечательного и не было, ну, то есть, конечно, для меня потом был еще двухчасовой заезд в Коксу, где я посмотрел с улицы на свой дом, сбегал на могилки бабушки и дедушки и заехал в еще одно очень личное место, за что огромное спасибо Алексею.
Конечно, в Коксе времени не хватило, она все равно осталась немного уже чужой и слабо узнаваемой, примерно, как если бы ориентироваться по старым картам - очертания рек, лесов, вроде бы, те же, но все по-другому. Места, дорогие моему сердцу многие остались не посещены, никого из знакомых не встретил, хотя, в общем-то, учитывая спринтерский формат поездки, и не хотелось… Самое главное, что Алтай в целом остался прежним - сильным, бодрящим, заряжающим энергией и бесконечно родным и любимым.
Мечта сбылась, даже больше, чем ожидалось. Сказка свершилась и закончилась, началась обычная жизнь, которая, наверное, поважнее, чем сказка и мечты.
Невозможно передать те ощущения, которые охватывают на Алтае когда переваливаешь через Кырлыкский перевал и знаешь, что там уже твои родные места; когда видишь прозрачную и чистую Коксу, текущую по таким знакомым и любимым берегам; когда слышишь рев бирюзовой Кучерлы и ежесекундно восторгаешься ее мощью и красотой; когда видишь водопады, которые поют тебе о чем-то вечном, что ты всегда в душе знал; когда перед тобой - прекрасный Дарашколь, где хочется просто уснуть и остаться навсегда, слушая ветер, горы и воду… Невозможно передать…
Но попытаться, все-таки, стоит.

Previous post Next post
Up