Иудаизм Вефиля 3

Dec 25, 2019 14:43

Вефиль, среди прочего, был важным центром пророчества в Израиле. Впервые в этом качестве он выступает в уже приведённом рассказе о пророчестве Финееса в отношении победы над коленом Вениаминовым. В сходном контексте он упоминается в рассказе о Сауле. Помазав Саула царём над Израилем, пророк Самуил приказывает ему:

3. …Придёшь к дубу Фаворскому, и встретят тебя там три человека, поднимающихся (‘olim) к богу (ha’elohim) в Вефиль: один несёт трёх козлят, другой несёт три хлеба, а третий несёт мех с вином;
4. и будут приветствовать они тебя и дадут тебе два хлеба, и ты возьмёшь из рук их.
5. После того ты придёшь на холм божий (giḇ‘at ha’elohim), где охранный отряд филистимский; и когда войдёшь там в город, встретишь сонм пророков (ḥeḇel nəḇi’im), сходящих с высоты (habbamah), и перед ними псалтирь (neḇel), и тимпан (top̄), и свирель (ḥalil), и гусли (kinnor), и они неистовствуют (mitnabbə’im);
6. и овладеет (ṣalḥa) тобою дух Яхве (ruaḥ yhwh), и ты будешь неистовствовать (hitnabbita) с ними и обратишься в иного человека (wənahpaḵta lə’iš ’aḥer).

9. И когда [Саул] повернул спину свою, чтобы идти от Самуила, обратил (wayyahap̄aḵ) ему бог (’elohim) сердце в иное (leḇ ’aḥer), и сбылись все те знамения (ha’otot) в тот же день.
10. И когда пришли они туда к холму (haggiḇə‘ata), вот, встречается им сонм пророков, и овладел (tiṣlaḥ) им (т.е. Саулом) дух божий (ruaḥ ’elohim), и он неистовствовал (yitnabbe’) среди них.

13. И перестал он неистовствовать (hitnabbot), и пошёл на высоту (habbamah).
(1 Цар. 10, 3-6, 9-10, 13)

В этом рассказе прямо не называется город, в котором Саул превращается в пророка, однако он открывается сообщением о трёх паломниках, идущих в Вефиль, чтобы принести там жертвы. Саул присоединяется к ним и получает от них два жертвенных хлеба. Рассказ обрывается на словах о том, что Саул поднимается на высоту, - очевидно, с целью принести хлебы в жертву. Отсюда следует, что городом, в котором произошло обращение Саула, был Вефиль, название которого могло быть здесь цензурировано девтерономическими редакторами.

Вефиль присутствует в жизнеописаниях пророков Илии и Елисея:

1. В то время, как Яхве восхотел вознести Илию в вихре на небо, шёл Илия с Елисеем из Галгала.
2. И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Яхве посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Яхве и жива душа твоя! не оставлю тебя. И спустились они в Вефиль.
3. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Яхве вознесёт господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.
(4 Цар. 2, 1-3)

После вознесения Илии Елисей возвращается из-за Иордана:

23. И поднялся (wayya‘al) он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
24. Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Яхве. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка.
(4 Цар. 2:23-24)

Елисей «поднимается» в Вефиль (как «посланец Яхве» в Суд. 2, 1, Иаков и его близкие в Быт. 35, 1-3, израильтяне в Суд. 20, 18, 26 и Саул и его спутники в 1 Цар. 10, 3), т.е. идёт на поклонение. Там же он совершает чудо с медведицами. Хорошо знакомое Илии и Елисею сообщество «сынов пророческих» Вефиля могло быть одним из центров сочинения и сохранения рассказов об этих двух израильских пророках.

ИВХ, Религиозная история, Яхвизм

Previous post Next post
Up