Интересно, что привилегии и поблажки грузинам - одна из черт, сближающих СССР и Р.И. Это тот нечастый (на самом деле очень даже частый - aquilaaquilonis) случай, когда действительно имеется «преемственность». Известный датско-русский землеустроитель Карл Андреас (Андрей Андреевич) Кофод писал об этом так:
«Так как грузины добровольно отдали себя под покровительство русского императора, они считались любимчиками, и их внутренние отношения желательно было привести в соответствие с русскими. Шагом в этом направлении можно считать тот факт, что очень уважаемый в Грузии наместник Воронцов в 40-х годах прошлого века предложил - с мотивировкой, что “этот глупый народ домогается только оказания почестей”, - уравнять грузинскую знать с русской. Таким образом многочисленный высший класс Грузии, называвшийся тавадами, сделался князьями. Может быть, это было умно - таким способом обеспечить себе преданность дворянства, но в культурном отношении эти новоиспеченные дворяне и князья, за небольшим исключением, не были равны русскому дворянству, уже в то время высококультурному» (Кофод, «Пятьдесят лет в России», стр. 96).
По идее, настоящими князьями в Грузии были только т.н. мтавари и эристави, и только их в процессе «нострификации» следовало бы приравнивать к российским князьям (которые, между прочим, на все европейские языки переводились не иначе как princes). Но, простирая к грузинам беспредельную милость свою, русское самодержавие сделало «принцами» и бесчисленных тавадов, то есть пошло на неслыханную девальвацию княжеского титула. Результат был впечатляющим: если верить энциклопедии «Отечественная история» (том 2, стр. 603, статья «Князь»), то «к концу 19 века 56% всех княжеских фамилий составляли грузинские княжеские роды». Вот такой итог! Сказать, что это охренительно много - это ничего не сказать. И всё ради одной маленькой провинции.
Марк Блиев: «Российская администрация, заигрывая с тавадами, создавала в центре Кавказа феномен исторической избранности, которому дозволялось всё… Около 50 лет российское правительство не только не меняло в Грузии своей политики, но, напротив, наращивало темпы создания такой уникальной политической системы на Кавказе, при которой только один народ мог рассчитывать на особые привилегии. Присоединившись к России, только Грузия получила самостоятельность в управлении и фактически имела “своё” правительство. Только Грузия имела свои национальные вооруженные силы под названием “милиция”. “Милиции” были и в других районах Кавказа, но нигде они в своей деятельности не имели самостоятельности. Только грузинская знать получила столь большое количество воинских званий, княжеских титулов и возводилась в ранг дворянства. Необычайная щедрость российских властей, проявлявшаяся в отношении грузинской знати, создавала день за днем, в течение 50 лет… клона, сохранявшего персидский тип господства и подчинения».
Поэтому нынешняя реакция, когда в своём же нарушении протокола обвиняют гостей, выгоняют их чуть не пинками из Грузии, а вместо извинений продолжают сыпать оскорблениями, корнями именно оттуда. Нужно признать, что это выращенный русскими в течение нескольких веков тип отношения.
https://www.facebook.com/alex.vergin/posts/10217505020329440