В 1907 г. археологи Берлинского музея, производя раскопки на египетском острове Элефантина, обнаружили собрание текстов на арамейском языке, вызвавшее сенсацию в научном мире. Эти тексты, написанные в течение нескольких десятилетий V в. до н.э. на глиняных черепках (остраконах) и папирусе, происходили из иудейского гарнизона, который размещался в
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А индийское и иранское богословие вы за таковое не считаете?
Reply
Я - не мой дед, но мы представители одной генетической популяции, так и Плотин и Максим Исповедник - представители одной философской популяции.
Reply
Совершенно верно, с точки зрения выражаемых идей неоплатонизм и святоотеческое христианство -- явные родственники. Но то, что они родственники, не значит, что христианское богословие и платонизм -- по сути одно и то же, согласны? А раз так, то с течением времени между ними накопятся различия, а вместе с ними -- корпус споров
Поэтому, пожалуйста, поаккуратнее с формулировками
Reply
Христианские богословы - это платонические философы, которые признают воплощение Единого в Христе.
Reply
Опять-таки, согласно Платону, вещи существуют постольку, поскольку причастны идеям, а идеи -- постольку, поскольку причастны Единому, или Благу. Так что весь мир является воплощением Единого.
В неоплатонизме Единое -- сверхбытие, от которого проистекает Ум (носитель идей), Душа (начало движения), наш мир и далее -- всё сущее. Здесь Единое не имеет никакого воплощения. Оно настолько самодостаточное, что ему незачем воплощаться.
Кроме того, нельзя задать достаточно определённого соответствия между Единым, Умом и Душой и ипостасями Троицы. Единое -- Бог-отец, ладно, Бог-сын и Святой Дух конкурируют за Душу, а вот однозначного эквивалента Ума нет. И так далее. С точки зрения греческой философии, отцы церкви нагло брали терминологический аппарат и наработки, подменяя самую суть неоплатонизма христианскими догмами.
Reply
Очень даже есть. Ум = Логос.
Reply
Reply
Представление о триипостасном божестве является чисто философским, и здесь в своих обвинениях против христиан иудеи и иудействующие совершенно правы.
Reply
То, что форму построения божества (триаду) христиане спёрли, никто не отрицает. Только спёрли её не тупо, а по-умному, сильно изменив атрибуты божества и способы связи ипостасей. И, надо заметить, спёрли весьма удачно: с помощью троичности можно было относительно легко объяснить хитросплетения того, что было написано в Новом завете. А потом под это нашли и свидетельства в Ветхом завете.
Таким образом, тот факт, что святоотеческое богословие многое унаследовало от неоплатонизма, не означает, что первое от второго не отмежевалось. Точно так же укоренённость и гностицизма, и святоотеческого богословия в древнегреческой философии не означает знака равенства между ними. А вы этот знак подспудно ставите.
Reply
И у кого пёрли, например, Юстин Философ или Климент Александрийский?
Reply
Leave a comment