В 1907 г. археологи Берлинского музея, производя раскопки на египетском острове Элефантина, обнаружили собрание текстов на арамейском языке, вызвавшее сенсацию в научном мире. Эти тексты, написанные в течение нескольких десятилетий V в. до н.э. на глиняных черепках (остраконах) и папирусе, происходили из иудейского гарнизона, который размещался в
(
Read more... )
Прочитал основную работу (по ссылке "Мой сайт") плюс часть текстов в ЖЖ. В общем и целом, сама идея проследить связи и влияние персидского зороастризма на формирование монотеизма у евреев гениальна: ведь никто обычно не обращает внимания на то, евреи были под Персией примерно в то время, когда Танах сшивали из разнородных кусков.
В принципе, если правильно читать Ветхий завет, то вся его суть передаётся евангельской притчей про виноградарей, окопавшихся на хозяйском винограднике и последовательно убивавших присланных хозяином слуг. Если много книг подряд что ни действия пророков, так борьба с ханаанейским язычеством и пережитками первобытно-общинных культов, то. Сами евреи признают, что Тора -- это история о том, как человек постепенно отдалялся от Бога. Точнее о том, что Бог как-то дал обещание одному человеку за его веру сделать его народ избранным, так и расплачивался за это обещание.
Есть, правда, в вашем анализе пара слабых мест. Во-первых, говоря о том, что настоящая религия древних евреев была политеистической, вы ни в коей мере не идёте против традиционного толкования Ветхого завета: по ряду косвенных признаков (включая отсутствие в писании теогонии и теомахии) можно сказать, что иудаизм был тем людям навязан, и именно поэтому от него отходили при каждом удобном случае. Поэтому, как вы и пишете, авторы части "книг пророков" были коллаборационистами, которые, ради сохранения культа, активно сотрудничали с персами и перенимали элементы персидского богословия, так как своего не было.
Во-вторых, вы совершенно правы: у евреев не было школы с развитым абстрактным мышлением, поэтому в их среде монотеизм просто не мог появиться. Дело в том, что евреи были людьми нормальными для своего времени, и к богам они относились не как к абстрактным силам природы, а как к не совсем материальным браткам, которые крышуют определённую территорию, не давая туда проникнуть враждебным духам. Эти братки соглашаются крышевать определённый народ в обмен на религиозное поклонение. И если один народ побеждает другой, то боги побеждённого народа тоже считаются побеждёнными. Нередко бывает, что боги-победители берут побеждённых богинь в жёны, а в многонациональных империях древности делали ещё проще -- побеждённых богов ассоциировали с богами-победителями. И, разумеется, если человек приезжал в другую страну, то он был обязан почитать местных богов, поскольку эту территорию крышуют они.
Поэтому, если представить попытки проповеди монотеизма глазами древнего еврея (или как они там назывались, если строго), то получается нечто вроде этого: "Мы скачем, никого не трогаем, поклоняемся своим богам, и тут приходят какие-то херы с горы, говорят, чтобы мы поклонялись какому-то одному богу, но он настолько крут, что остальные боги для него -- смышлёные зверушки. Мы, конечно, не против, но этот Бог -- далеко, да и непонятный он какой-то, лучше помолимся ещё и своим богам -- они надёжнее!" С учётом того, как христианство распространялось по Европе и Русской равнине, описание относительно правдоподобное, правда?
В-третьих, "богоизбранность еврейского народа" в классическом иудаизме -- не привилегия, а бремя. Следование Закону не даёт никаких преимуществ ни при жизни, ни после смерти, и есть только надежда на то, что когда-нибудь придёт особо крутой царь иудейский, который завоюет мир (и, соответственно, иудеи будут править миром). Иными словами, любой здравомыслящий иудей должен был поклоняться ханаанейским божествам -- они гораздо надёжнее и обещают что-то более осязаемое. Эта черта иудаизма перешла в христианство -- единственную мировую религию, следование которой не приносит никаких плюсов человеку. Правда, поскольку эта черта христианства жутко мешает миссионерской деятельности, о ней обычно забывают, но она никуда ни делась (свидетельства есть в Евангелиях, посланиях апостола Павла, святоотеческой литературе).
И ещё несколько мест с неточностями, которые я конкретно сейчас не могу вспомнить.
Reply
Leave a comment