Когда Израиль был в Египте, и одной из дщерей Израиля приходило время рожать, то выходила в поле и рожала там, а родив - оставляла младенца, передавая его святому, благословен он, и говоря: Владыка мира! Я сделала свое, ты же сделай свое. Сказал рабби Йоханан: в тот же миг святой, благословен он, так сказать, спускался в своей славе, перерезал пуповину, омывал его и натирал маслом... И он давал им по два каравая - один источал масло, а другой мед, как сказано: «И питал его медом из скалы и елеем из кремнистого утеса» (Дварим, 32:13)... Когда же вырастали, возвращались в дома своих отцов, и когда спрашивали их: кто заботился о вас? - то говорили в ответ: один красивый юноша, который спускался и делал для нас все, что было нужно, как сказано: «Друг мой светел и румян, отличен из десяти тысяч» (Шир ѓа-ширим, 5:10). Когда Египтяне подошли к морю, там были и те младенцы. Увидели они святого, благословен он, и сказали отцам своим: вот тот, кто заботился о нас, когда мы были в Египте, как сказано: «Это бог мой, и прославлю его» (Шмот, 15:2).
(Шмот раба, Бешалах 23) Комментарий одного из читателей:
Ничего себе ересь :) В другом месте хозяин журнала задаётся вопросом:
Одна из загадок мидрашной литературы - то, что она гораздо более антропоморфична в изображении Бога, чем Танах, и гораздо больше, чем современная ей литература апокрифов. Почему это? Ну, во-первых, нужно уточнить, что менее антропоморфичные апокрифы сочинялись не одновременно с мидрашами, а в более раннюю эпоху, а во-вторых, ответ на этот вопрос прост и очевиден, только он никогда не будет принят иудеями и иудействующими. Тексты Танаха и апокрифов сочинялись, записывались и редактировались в те века, когда евреи жили под политическим и идеологическим влиянием иранцев и греков, религиозные взгляды которых (иранский зороастризм и греческая философская религия) антропоморфизм отрицали. В силу этого в Танахе и апокрифах антропоморфизм подавлен, хотя и присутствует вполне ощутимо. А в I-II вв. н.э. в силу известных политических событий в еврейской среде наступила национально-религиозная реакция, приведшая к решительному отторжению эллинизма. В этот момент как раз и появилась литература мидрашей. Евреи перестали оглядываться на цивилизованный мир, стали выражать мысли о своём боге собственным языком, и язык этот оказался языком сугубого антропоморфизма. Подобное положение продлилось до IX в., когда иранско-греческий антиантропоморфизм вновь начал оказывать воздействие на иудеев, на этот раз окольным путём - через арамейских христиан и арабских мусульман. Однако в течение нескольких столетий он встречал упорное сопротивление в среде еврейских традиционалистов, совершенно справедливо указывавших на его чуждость иудаизму, и смог победить только благодаря Маймониду, включившему его под третьим номером в свои 13 принципов веры. Так что антропоморфичный иудаизм мидрашей является отнюдь не ересью, а самым чистым иудаизмом, наиболее свободным от чужеродных влияний.