Заимствование иудеями зороастрийской эсхатологии: Общий обзор 2

Dec 01, 2024 14:55

Межзаветные еврейские апокрифы выражают как традиционные иудейские представления, так и заимствованную иранскую и в меньшей степени греческую эсхатологию, иногда в весьма причудливых и противоречивых сочетаниях. Ситуация ещё более осложняется тем, что большинство текстов апокрифов дошли до нас не в их еврейских или арамейских оригиналах, а в переводах на разнообразные языки, которые сами иногда являются переводами с переводов.

Книга стражей 1-й книги Еноха (III в. н.э.) впервые использует слово «дух» (rwḥ) для обозначения части человеческой личности, продолжающей существовать после смерти. Она (а именно 1 Ен. 22, 1-13) является предположительно самым древним еврейским текстом, который говорит о личном бессмертии души (духа), посмертном воздаянии для душ праведников и грешников и последующем телесном воскресении для окончательного суда, т.е. выражает в достаточно полном виде заимствованную евреями зороастрийскую эсхатологию. Самое раннее точно датируемое (165-м г. до н.э.) иудейское свидетельство о вере в (частичное) телесное воскресение содержится во второй части Книги пророка Даниила.

Книга Юбилеев (ок. 160-150 гг. до н.э.) упоминает Шеол как место наказания грешников и Едемский сад как часть земного мира. Она говорит о бессмертии души (духа), но обещает праведникам лишь долголетие, а не телесное воскресение. Книги Сивилл (II в. до н.э. - I в. н.э.) предрекают телесное воскресение и страшный суд, после которого грешники навсегда попадут в огненную геенну, а праведники обретут счастливую жизнь на земле.

2-я Маккавейская книга (кон. II - нач. I в. до н.э.) подробно говорит о телесном воскресении и загробном воздаянии, а 4-я Маккавейская книга (сер. I - нач. II в. н.э.) обещает не телесное воскресение, а бессмертие души и вечные муки душ грешников в огне.

Псалмы Соломона (II-I вв. до н.э.) утверждают, что тела праведников воскреснут, а души грешников будут находиться в аду до дня суда, когда погибнут. Книга Премудрости Соломона (нач. I в. н.э.) не обещает телесного воскресения, но говорит о наградах для душ праведников и наказаниях для душ грешников до страшного суда. Завещания двенадцати патриархов (ок. I в. до н.э. - I в. н.э.) упоминают всеобщее телесное воскресение, бессмертие души и искушение души демоном после смерти.

2-я книга Еноха (I в. н.э.) повествует о том, что мятежные стражи наказываются на 2-м и 5-м небе, а на 3-м небе находятся рай и ад, где пребывают души усопших. Кроме того, она упоминает преисподний ад и рай на востоке земли, который простирается до 3-го неба. Житие Адама и Евы (I в. н.э.) описывает как земной рай, так и рай на третьем небе, куда сразу после смерти попадает душа. Оно также предсказывает всеобщее телесное воскресение, судный день и последующий рай для праведников.

Откровение Авраама (кон. I - нач. II в. н.э.) ничего не говорит о телесном воскресении, но грозит грешникам вечным мучением в подземном огненном аду. Завещание Авраама (I-II вв. н.э.) подробно описывает посмертный суд над душой, после которого она отправляется в небесный рай или в гибель, и обещает конечное воскресение. Всего оно упоминает три суда над человеком, первый из которых осуществляет Авель, второй - 12 колен Израилевых, третий - сам Бог. Откровение Софонии (I в. до н.э. - I в. н.э.) описывает наказания и награды для душ и упоминает ад и грядущий суд.

Сентенции Псевдо-Фокилида (I в. до н.э. - I в. н.э.) сочетают традиционный иудейский взгляд на смертность души с верой в бессмертие души и телесное воскресение. «Книга библейских древностей» Псевдо-Филона (I в. н.э.) предрекает всеобщее воскресение и суд или воскресение только праведников, до которого души умерших пребывают в раю или в аду.

2-я книга Варуха (кон. I - нач. II в. н.э.) говорит о наградах и наказаниях душ сразу после смерти, приходе мессии, воскресении мёртвых и суде, после которого души грешников навсегда оказываются в огненном аду, а праведников ждёт обожествление и астральное бессмертие. Сходную эсхатологию выражает несколько более поздняя и зависимая от неё 3-я книга Ездры.

Помимо указанных выше элементов зороастрийской эсхатологии межзаветные иудейские апокрифы содержат множество других иранских заимствований. В их число входят представление о семи архангелах, один из которых (Рафаил) имеет определённые зороастрийские прототипы (Книга стражей, Книга Товита), о творении мира сначала в духовном, а потом в видимом качестве, о делении истории на три эпохи (2-я книга Еноха) и на 12 периодов (3-я книга Ездры и 2-я книга Варуха), о запасе добрых дел на небе (Книга Товита), о бессмертии душ животных и обвинении ими людей на страшном суде (2-я книга Еноха), о признаках конца времён (1-я книга Еноха, Книга Юбилеев), о чистилище, о явлении смерти в разных обликах праведнику и грешнику (Завещание Авраама), о погребении по прошествии 3-х дней после кончины (Завещание Авраама, Завещание Иова), о заключении главы демонов в подземную темницу до судного дня (Книга стражей) и мн. др.

Если в межзаветных апокрифических сочинениях зороастрийские идеи представлены в рассеянном виде, то в Новом Завете они присутствуют концентрированно. Новозаветные тексты выражают зороастрийскую эсхатологию, включая посмертное пребывание души в раю или аду, телесное воскресение в конце времён, страшный суд, гибель грешников и возвращение мира в благое состояние. Эта эсхатология неразрывно связана в Новом Завете с образом Спасителя.

Мессианизм, возникший в послепленном иудаизме на почве допленных представлений о божественности царей Израиля и Иудеи, предполагал возрождение еврейского государства во главе с царями из рода Давида и победу над враждебными ему народами. В противоположность ему, образ Спасителя в Новом Завете наделяется несомненными чертами зороастрийского Саошьянта, включая рождение от девственницы, победу над Злым Духом и демонами, воскрешение мёртвых, эсхатологический суд над людьми и преображение мира.

Вкупе с прочими зороастрийскими идеями этот образ представляет тот святой корень иранского эсхатологического дуализма, к которому в эпоху Второго храма была привита дикая маслина еврейской религии, что привело к произрастанию межзаветного иудаизма и его главной ветви - христианства.

ИСЗ2

Previous post Next post
Up