Nov 14, 2024 14:56
Иисус из Назарета
О том, что исторический Иисус из Назарета, вероятно, считал себя мессией (т.е. будущим помазанным царём Израиля), можно заключить по ряду обстоятельств.
Первым из них является его устойчивое именование Христом (т.е. мессией) во всех новозаветных текстах, представляющих собой несколько независимых традиций, начиная с посланий Павла. Это именование должно было установиться уже ко времени обращения Павла (ок. 33 г.). Ни в каких дохристианских иудейских текстах мессианизм не связывается с воскресением, поэтому вера в воскресение Иисуса не могла навести его последователей на мысль, что он является мессией, т.е. они должны были считать его таковым ещё до казни.
По всей видимости, к историческому Иисусу восходит его обещание двенадцати ученикам, что они сядут «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф. 19, 28). Оно не могло быть придумано позднейшими христианами, которые знали о предательстве одного из учеников. Это обещание предполагает, что, если двенадцать учеников Иисуса возглавят двенадцать колен, сам он будет царём (мессией) над всем Израилем, в определённом смысле тождественным Царству Божьему. Царство Божие должен был установить нисшедший с небес младший член божественной диархии - Сын Человеческий (Дан. 7, 13-14), действующий от имени Бога Отца.
Иисус предсказывал своим последователям, что эти события произойдут в скором времени: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Καὶ ἔλεγεν αὐτοῖς· ἀμὴν λέγω ὑμῖν ὅτι εἰσί τινες τῶν ὧδε ἑστηκότων, οἵτινες οὐ μὴ γεύσωνται θανάτου ἕως ἂν ἴδωσι τὴν βασιλείαν τοῦ Θεοῦ ἐληλυθυῖαν ἐν δυνάμει) (Марк. 9, 1); «Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё это будет» (ἀμὴν λέγω ὑμῖν ὅτι οὐ μὴ παρέλθῃ ἡ γενεὰ αὕτη μέχρις οὗ πάντα ταῦτα γένηται) (Марк. 13, 30).
Вероятно, Иисус ожидал наступления Царства Божьего на Пасху предположительно 30 г., когда он со своими учениками отправился из Галилеи в Иерусалим. Историческую память могут отражать сообщения Евангелий о помазании Иисуса по дороге в Иерусалим и его въезде в этот город верхом на осле в соответствии с пророчеством Захарии. «Очищение» Иисусом Иерусалимского храма, по всей видимости, символизировало наступление мессианской эры.
Все четыре Евангелия согласно говорят, что в пасхальную ночь сопровождавшие Иисуса ученики были вооружены и что его арест сопровождался кровопролитием (Евангелия от Луки и Иоанна добавляют к этому свои уникальные сведения): «А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо» (Марк. 14, 46-47); «Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо» (Матф. 26, 50-51); «Тогда Он сказал им: …у кого нет [меча], продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лук. 22, 36-38); «Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо» (Лук. 22, 49-50); «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» (Иоан. 18, 10).
Христианство с самого своего начала представляло Иисуса как невинного мирного страдальца за чужие грехи. Хождение по Иерусалиму в пасхальную ночь в сопровождении своих вооружённых сторонников было открытым военным мятежом против римской власти. Сообщение об этом прямо противоречит образу Иисуса как невинного мирного страдальца, т.е. оно вряд ли могло быть выдумано его последователями. Что могло побудить Иисуса к подобным действиям? - По всей видимости, то, что именно в эту ночь он ожидал пришествия Сына Человеческого и начала мессианского царства и, возможно даже, пытался своими действиями его вызвать.
Все четыре Евангелия сообщают о надписи на кресте Иисуса: «И была надпись вины Его: “Царь Иудейский” (ὁ βασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων)» (Марк. 15, 26); «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: “Сей есть Иисус, Царь Иудейский” (οὗτός ἐστιν Ἰησοῦς ὁ βασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων)» (Матф. 27, 37); «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: “Сей есть Царь Иудейский” (οὗτός ἐστιν ὁ βασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων)» (Лук. 23, 38); «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: “Иисус Назорей, Царь Иудейский” (Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ βασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων)» (Иоан. 19, 19).
Хотя сообщения расходятся в деталях, они согласны в том, что на кресте было написано «Царь Иудейский». Это выражение не было христологическим титулом у ранних христиан, поэтому оно вряд ли могло быть придумано ими. Скорее оно выражает римское издевательство над казнённым и иудеями в целом, т.е. отражает исторический факт. Таким образом, римляне казнили Иисуса как самовольного претендента на царский титул, т.е. как мессию.
ИСЗ2