Мессианизм в Новом Завете 5

Nov 13, 2024 19:05

Послания апостола Павла и другие тексты

В новозаветных текстах за пределами Евангелий и Деяний апостолов высказывания о мессианском статусе Иисуса крайне редки.

В семи подлинных посланиях Павла (в предполагаемом хронологическом порядке: 1-е к Фессалоникийцам, к Галатам, 1-е к Коринфянам, к Филиппийцам, к Филимону, 2-е к Коринфянам, к Римлянам) слово Христос по отдельности или в сочетаниях Иисус Христос или Христос Иисус употребляется десятки раз. Так, в самом раннем 1-м послании к Фессалоникийцам (ок. 50 г.) оно встречается 10 раз, в Послании к Галатам - 38 раз, в 1-м Послании к Коринфянам - 63 или 65 раз (в зависимости от толкования 1 Кор. 10, 9 и 16, 23), в Послании к Филиппийцам - 36 или 37 раз (в зависимости от толкования Фил. 2, 30) и т.д. В качестве практически синонима слова Христос Павел также неоднократно использует выражение Сын Божий (выражение Сын Человеческий в его посланиях не встречается).

Павел использует слово Христос применительно к Иисусу как эпитет или как часть имени. Подобное словоупотребление он, очевидно, унаследовал от грекоязычных еврейских последователей Иисуса, и оно должно было закрепиться в течение нескольких лет между казнью Иисуса (ок. 30 г.) и обращением Павла (ок. 33 г.). Нигде в своих посланиях, почти все из которых адресованы грекоязычным неевреям, обращённым им в христианство, Павел не объясняет смысл слова Христос. Такие объяснения Павел должен был давать в ходе своей первоначальной проповеди, поскольку для обращаемых, не знакомых с иудаизмом, имя Ἰησοῦς Χριστός звучало как «Иисус Намазанный Маслом» и было непонятным.

О происхождении Иисуса от Давида Павел упоминает всего один раз, но это упоминание содержится в унаследованном Павлом из дописьменной традиции христологическом гимне, который он цитирует в начале Послания к Римлянам: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти (τοῦ γενομένου ἐκ σπέρματος Δαυῒδ κατὰ σάρκα) и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе, Господе нашем» (Римл. 1, 1-4).

Кроме того, в том же Послании к Римлянам Павел упоминает о происхождении мессии «по плоти» от Израиля: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти (καὶ ἐξ ὧν ὁ Χριστὸς τὸ κατὰ σάρκα), сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь» (Римл. 9, 3-5).

В девтеропаулинистских посланиях ссылки на мессианский статус Иисуса очень редки: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему» (2 Тим. 2, 8); «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя”» (Евр. 5, 5); «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» (Евр. 7, 14).

В Откровении Иоанна Богослова имеется лишь два упоминания о происхождении Иисуса от Давида: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5, 5); «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16).

ИСЗ2

Previous post Next post
Up