Мессианизм в Новом Завете 4

Nov 12, 2024 15:59

Евангелие от Иоанна

В Евангелии от Иоанна Иисус является предсуществующим божеством (Словом / Премудростью), воплотившимся в человека и явившим миру истину: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан. 1, 17).

Как и Евангелие от Марка и первый вариант Евангелия от Луки, Евангелие от Иоанна после вступления начинается с рассказа об Иоанне Крестителе: «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос» (Иоан. 1, 19-20); «Они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Иоан. 1, 25). Иоанн говорит о себе: «не я Христос, но я послан пред Ним» (Иоан. 3, 28).

На следующий день Иоанн крестит Иисуса и свидетельствует о нём: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоан. 1, 34). К Иисусу присоединяются двое учеников Иоанна, одним из которых является Андрей, сообщающий своему брату Симону Петру: «Мы нашли Мессию (что значит: “Христос”)» (εὑρήκαμεν τὸν Μεσσίαν· ὅ ἐστι μεθερμηνευόμενον Χριστός) (Иоан. 1, 41). Следующим к Иисусу присоединяется Нафанаил: «Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев» (Иоан. 1, 49). Позднее Симон Петр от имени себя и других учеников исповедует Иисуса мессией: «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (ὁ Χριστὸς ὁ υἱὸς τοῦ Θεοῦ τοῦ ζῶντος)» (Иоан. 6, 69).

Иисус открывается как мессия женщине-самаритянке: «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос (Μεσσίας ἔρχεται ὁ λεγόμενος Χριστός); когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Иоан. 4, 25-26); «Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Иоан. 4, 28-29).

Вопрос о том, мессия ли Иисус, неоднократно возникает в его разговорах с иудеями: «Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он - подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он» (Иоан. 7, 25-27); «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Иоан. 7, 31); «Другие говорили: это - Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (Иоан. 7, 41-42); «Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Иоан. 9, 22); «Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Иоан. 10, 24); «Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?» (Иоан. 12, 34).

В Евангелии от Иоанна женщиной, которая, как и в Евангелии от Луки, помазала ноги Иисуса, оказывается Мария, сестра Марфы и Лазаря: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими» (Иоан. 11, 1-2); «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Иоан. 12, 3). Перед воскрешением Лазаря Марфа исповедует Иисуса мессией: «Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Иоан. 11, 27).

Как и в Синоптических Евангелиях, Иисус въезжает в Иерусалим на осле согласно пророчеству Захарии: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: “не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле”. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему» (Иоан. 12, 12-16).

Как и у Матфея и Луки, у Иоанна Иисус уклончиво отвечает на вопрос Пилата, мессия ли он: «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что́ Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь» (Иоан. 18, 33-37).

Далее сам Пилат применяет царский титул к Иисусу: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» (Иоан. 18, 39); «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!» (Иоан. 19, 14); «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”» (Иоан. 19, 19); «Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: “Царь Иудейский”, но что Он говорил: “Я - Царь Иудейский”. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Иоан. 19, 21-22).

Как и в других Евангелиях, у Иоанна Иисуса издевательски называют царём римские солдаты: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам» (Иоан. 19, 2-3).

Рассказ о явлениях воскресшего Иисуса ученикам в Иерусалиме Иоанн заканчивает словами: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20, 31).

Всего слово Христос в Евангелии от Иоанна встречается 19 раз.

ИСЗ2

Previous post Next post
Up