Мессианизм в Новом Завете 3

Nov 11, 2024 15:12

Евангелие от Луки

Евангелие от Луки в своём первоначальном виде начиналось нынешней 3-й главой и открывалось, как и Евангелие от Марка, рассказом об Иоанне Крестителе, о котором «все помышляли в сердцах своих, не Христос ли он» (Лук. 3, 15). Позднее Иисус говорит об Иоанне, что «сей есть, о котором написано: “вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”» (Лук. 7, 27). Здесь имеется в виду пророчество Книги пророка Малахии о том, что приход Яхве в «день Яхве» предварит приход его посланца, которым будет пророк Илия: «Вот, я посылаю посланца моего (mal’aḵi), и он приготовит путь перед моим лицом (ləp̄anay), и внезапно придёт в храм свой (heḵalo) господь (ha-’adon), которого вы ищете (məḇaqšim), и посланец завета (mal’aḵ ha-bərit), которого вы желаете (ḥap̄eṣim)» (Мал. 3, 1); «Вот, я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Яхве, великого и страшного, и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6). Таким образом, Иоанн приравнивается здесь к пророку Илии.

Иоанн крестит Иисуса: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение! (σὺ εἶ ὁ υἱός μου ὁ ἀγαπητός, ἐν σοὶ εὐδόκησα)» (Лук. 3, 21-22).

В каноническом тексте Евангелия от Луки голос с неба произносит почти в точности ту же фразу, что и в Евангелии от Марка, однако множество ранних свидетельств (а для II-III вв. - почти все) приводят вместо неё слова из 2-го Псалма «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7). Очевидно, таким и был оригинальный текст. Именно поэтому непосредственно за ним следует родословие Иисуса, возводящее его через Давида к Богу (Лук. 3, 23-38). Если бы первоначальный вариант Евангелия от Луки включал первые две главы, родословие должно бы было входить в рассказ о рождении Иисуса, как оно входит в такой рассказ Евангелия от Матфея. Таким образом, ранняя версия Евангелия от Луки, подобно Евангелию от Марка, считала Иисуса человеком, который стал Сыном Божиим при своём крещении.

Добавленные позднее в Евангелие от Луки две первые главы, как и Евангелие от Матфея, изображают Иисуса физическим Сыном Божиим с момента зачатия. Только Евангелие от Луки содержит рассказ о Благовещении: «В шестой же месяц (после зачатия Иоанна) послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лук. 1, 26-27). Ангел сообщает ей: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1, 31-33).

Лука утверждает, что Иосиф должен был со своей женой отправиться в Вифлеем для участия в римской переписи: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова» (Лук 2, 4). Там и рождается Иисус, о чём ангел сообщает пастухам: «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лук. 2, 11). Родители Иисуса, чтобы принести жертву в связи с его рождением, посещают Иерусалимский храм, где их встречает Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лук. 2, 26).

Как и в других Синоптических Евангелиях, Иисуса признают мессией изгоняемые им бесы: «Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» (Лук. 4, 41); «Он (т.е. одержимый бесами), увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лук. 8, 28), а также слепой на пути в Иерусалим: «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня» (Лук. 18, 35-39).

В отличие от двух других Синоптических Евангелий, в эпизоде помазания Иисуса женщина, которая здесь именуется грешницей, помазывает ему не голову, а ноги: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лук. 7, 37-38).

Лука, как и Матфей, с некоторыми изменениями воспроизводит рассказ Марка об исповедании апостолами Иисуса мессией: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лук. 9, 18-22).

Пересказ Луки истории о въезде Иисуса в Иерусалим ближе к Марку, чем пересказ Матфея: «И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: “зачем отвязываете?”, скажите ему так: “он надобен Господу”. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19, 29-40).

Лука, как и Матфей, воспроизводит рассказ Марка об опровержении Иисусом происхождения мессии от Давида, хотя он и очевидно противоречит приводимой им родословной Иисуса: «Он же сказал им (т.е. книжникам): ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: “сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?» (Лук. 20, 40-44).

Как и у Матфея, Иисус у Луки отвечает на расспросы синедриона, мессия ли он, уклончиво: «И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион, и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я» (Лук. 22, 66-70). Так же уклончиво он отвечает на вопрос Пилата: «И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь» (Лук. 23, 1-3).

Евангелие от Луки также говорит об использовании мессианских титулов врагами Иисуса, насмехающимися над ним, и приводит надпись на его кресте: «И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: “Сей есть Царь Иудейский”. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лук. 23, 35-39).

В отличие от других синоптиков, у Луки Иисус называет себя мессией, явившись ученикам после своего воскресения: «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24, 25-27); «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лук. 24, 45-46).

Всего в Евангелии от Луки слово Христос употребляется 12 раз.

ИСЗ2

Previous post Next post
Up