Oct 25, 2024 14:16
«Написано: “Проходя долиною плача” (Пс. 83, 7). Это о тех, кто обречён на это время в геенну, но наш отец Авраам приходит, поднимает их и принимает их, кроме сына Израилева, который входил к нееврейке (šb’ ‘l hgwyh), ибо его крайняя плоть (‘rltw) опущена, и [Авраам] не признаёт его» (ВТ Эрувин, 19а.10).
«Сказал рабби Йирмеях бар Элазар: В геенну есть три входа - один в пустыне, один в море и один в Иерусалиме. В пустыне, потому что написано: “И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю (šə’ol)” (Числ. 16, 33). В море, потому что написано: “Из чрева преисподней (šə’ol) я возопил, - и ты услышал голос мой” (Ион. 2, 3). В Иерусалиме, потому что написано: “Говорит Яхве, которого огонь (’wr) на Сионе и горнило (tnwr) в Иерусалиме” (Ис. 31, 9). Дом рабби Йишмаэля учит: “Которого огонь на Сионе” - это геенна, а “горнило в Иерусалиме” - это вход в геенну… В долине Бен-Хинном есть две финиковые пальмы, между которыми поднимается дым… Это вход в геенну» (ВТ Эрувин, 19а.12-15).
«Сказал рабби Йехошуа бен Леви: У Геенны семь имён, и вот они: Преисподняя (šə’ol), Место тления (’aḇaddon), Ров тления (bə’er šaḥat), Страшный ров (bor ša’on), Тинистое болото (ṭiṭ hayyawen), Тень смертная (ṣalmawet), Земля преисподняя (’ereṣ hattaḥtit). Преисподняя, ибо написано: «Из чрева преисподней (šə’ol) я возопил, - и ты услышал голос мой» (Ион. 2, 3); Место тления, ибо написано: «Или во гробе (qeḇer) будет возвещаема милость твоя, и истина твоя - в месте тления (’aḇaddon)?» (Пс. 87, 12); Ров тления, ибо написано: «Ибо ты не оставишь души моей в аде (šə’ol) и не дашь святому твоему увидеть тление (šaḥat)» (Пс. 15, 10); Страшный ров и Тинистое болото, ибо написано: «Извлек меня из страшного рва (bor ša’on), из тинистого болота (ṭiṭ hayyawen)» (Пс. 39, 3); Тень смертная, ибо написано: «Они сидели во тьме и тени смертной (ṣalmawet)» (Пс. 106, 10); Земля преисподняя - из гемары» (ВТ Эрувин, 19а.16-17).
«Сад Эден. Реш Лакиш сказал: Если он в стране Израиля, то вход в него - Бет-Шеан, если он в Аравии, то вход в него - Бет-Герем, а если он между реками (т.е. в Месопотамии), то вход в него - Думаскенин» (ВТ Эрувин, 19а.20). Ср. название Дамаска «дом Еденов» (byt ‘dn) (Ам. 1, 5).
ИСЗ2