Эсхатология Евангелий 5

Oct 23, 2024 14:49

В самом позднем из Евангелий - от Иоанна Иисус уже однозначно отождествляется с небесным спасителем (Сыном Человеческим), и ему приписываются воскрешение и эсхатологический суд: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь (ἔχει ζωὴν αἰώνιον, καὶ εἰς κρίσιν οὐκ ἔρχεται, ἀλλὰ μεταβέβηκεν ἐκ τοῦ θανάτου εἰς τὴν ζωήν). Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (οἱ νεκροὶ ἀκούσονται τῆς φωνῆς τοῦ υἱοῦ τοῦ Θεοῦ, καὶ οἱ ἀκούσαντες ζήσονται)» (Иоан. 5, 24-25); «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (ἔρχεται ὥρα ἐν ᾗ πάντες οἱ ἐν τοῖς μνημείοις ἀκούσονται τῆς φωνῆς αὐτοῦ, καὶ ἐκπορεύσονται οἱ τὰ ἀγαθὰ ποιήσαντες εἰς ἀνάστασιν ζωῆς, οἱ δὲ τὰ φαῦλα πράξαντες εἰς ἀνάστασιν κρίσεως) (Иоан. 5, 28-29).

Источником воскресения в жизнь является вера в Иисуса как спасителя: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день (ἀναστήσω αὐτὸ ἐν τῇ ἐσχάτῃ ἡμέρᾳ). Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (ἔχῃ ζωὴν αἰώνιον, καὶ ἀναστήσω αὐτὸν ἐγὼ τῇ ἐσχάτῃ ἡμέρᾳ)» (Иоан. 6, 39-40); «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (καὶ ἐγὼ ἀναστήσω αὐτὸν τῇ ἐσχάτῃ ἡμέρᾳ)» (Иоан. 6, 44); «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (ὁ τρώγων μου τὴν σάρκα καὶ πίνων μου τὸ αἷμα ἔχει ζωὴν αἰώνιον, καὶ ἐγὼ ἀναστήσω αὐτὸν ἐν τῇ ἐσχάτῃ ἡμέρᾳ) (Иоан. 6, 54); «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (οἶδα ὅτι ἀναστήσεται ἐν τῇ ἀναστάσει ἐν τῇ ἐσχάτῃ ἡμέρᾳ). Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт (ἐγώ εἰμι ἡ ἀνάστασις καὶ ἡ ζωή. ὁ πιστεύων εἰς ἐμέ, κἂν ἀποθάνῃ, ζήσεται)» (Иоан. 11, 24-25).

На основании данных Евангелий (в основном Синоптических) можно заключить, что Иисус ожидал, что уже при его и его учеников жизни на землю с небес явится младший член божественной диархии - Сын Человеческий, который воскресит мёртвых и произведёт суд над воскресшими и живыми. Грешники будут осуждены на вечные муки в огне ада. Праведники получат вечную жизнь в Царстве Божием, в определённой степени тождественном возрождённому Израильскому царству, в котором сам Иисус будет помазанником-царём, а его апостолы - судьями над 12 коленами. В Царство Божие войдут также праведники из нееврейских народов. Его обитатели будут в каком-то смысле обожествлены - воссияют как солнце, уподобятся ангелам и станут сынами Божиими. О воздаянии душам сразу же после смерти, до телесного воскресения, упоминает только Евангелие от Луки, однако вера в него к I в. н.э. уже была широко распространена в иудаизме, поэтому её мог придерживаться и сам Иисус.

Крупнейшим нововведением, внесённым в описанную эсхатологическую картину последователями Иисуса после его казни, было отождествление его самого с Сыном Человеческим, а предсказанного им явления Сына Человеческого - со вторым пришествием самого Иисуса.

ИСЗ2

Previous post Next post
Up