Oct 21, 2024 14:39
Суд ожидает не только живых, но и мёртвых, которые воскреснут для него: «Ниневитяне восстанут (ἄνδρες Νινευῖται ἀναστήσονται) на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет (βασίλισσα νότου ἐγερθήσεται) на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Матф. 12, 41-42; то же Лук. 11, 31-32).
Согласно установившемуся к тому времени у иудеев взгляду, воскресению должен предшествовать приход пророка Илии: «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых (τί ἐστι τὸ ἐκ νεκρῶν ἀναστῆναι). И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Марк. 9, 10-12; то же: Матф. 17, 9-10); ср.: «Святой Дух (rwḥ hqdš) приведёт к воскресению мёртвых (tḥyt hmtym), воскресение мёртвых случится посредством (b’ ‘l ydy) Илии» (Мишна Сота, 9.15).
Наиболее подробно Иисус высказывается по поводу телесного воскресения в ответ на вопрос «саддукеев, которые говорят, что нет воскресения» (Σαδδουκαῖοι, οἵτινες λέγουσιν ἀνάστασιν μὴ εἶναι) (Марк. 12, 18), о женщине, бывшей последовательно женою семи братьев: «Итак, в воскресении, когда воскреснут (ἐν τῇ οὖν ἀναστάσει, ὅταν ἀναστῶσι), которого из них будет она женою?» (Марк. 12, 23). На это Иисус заявляет: «этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мёртвых воскреснут (ὅταν γὰρ ἐκ νεκρῶν ἀναστῶσιν), тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мёртвых, что они воскреснут (περὶ δὲ τῶν νεκρῶν ὅτι ἐγείρονται), разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?” Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» (Марк. 12, 24-27).
Евангелие от Матфея воспроизводит этот текст почти дословно, а Евангелие от Луки - с некоторыми изменениями: «Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (καὶ ἀποκριθεὶς εἶπεν αὐτοῖς ὁ Ἰησοῦς· οἱ υἱοὶ τοῦ αἰῶνος τούτου γαμοῦσι καὶ ἐκγαμίζονται· οἱ δὲ καταξιωθέντες τοῦ αἰῶνος ἐκείνου τυχεῖν καὶ τῆς ἀναστάσεως τῆς ἐκ νεκρῶν οὔτε γαμοῦσιν οὔτε γαμίζονται· οὔτε γὰρ ἀποθανεῖν ἔτι δύνανται· ἰσάγγελοι γάρ εἰσι καὶ υἱοί εἰσι τοῦ Θεοῦ, τῆς ἀναστάσεως υἱοὶ ὄντες) (Лук. 20, 34-36).
Если данное предание об Иисусе достоверно, то он вполне в духе межзаветного апокалиптического иудаизма верил в обожествление воскресших праведников. Они, как и праведники, которых пришествие Сына Человеческого застанет живыми, получат «в веке грядущем жизнь вечную» (ἐν τῷ αἰῶνι τῷ ἐρχομένῳ ζωὴν αἰώνιον) (Марк. 10, 30).
ИСЗ2