Sep 21, 2024 14:22
Названия рая
Чаще всего эсхатологический рай в раввинистических текстах называется словами Сад (gn), Эден (‘dn) или Сад Эдена (gn ‘dn), восходящими к повествованию Быт. 2-3, напр.: «В будущем Святой, благословен он, устроит пляску праведников, а сам он будет сидеть среди них в Саду Эдена (gn ‘dn), и каждый (праведник) будет показывать (на него) пальцем, как сказано: “И скажут в тот день: вот он, бог наш!” (Ис. 25, 9)» (ВТ Таанит, 31а.9).
Понятия Сада и Эдена различаются в раввинистических текстах, и это различение восходит к самой Книге Бытия: «И насадил бог Яхве сад в Эдене на востоке (gan bə‘eden miqqedem)» (Быт. 2, 8).
Адам до своего изгнания жил в Саду, но не в Эдене: «Что значит “Никакой глаз не видал” (Ис. 64, 4)? … Рабби Шмуэль бар Нахмани сказал: Это Эден, ибо его не видал глаз ни одного творения. И если ты скажешь: Где же был Первый Адам? - В Саду (bgn)» (ВТ Берахот, 34b.24-25); «Что значит “Никакой глаз не видал” (Ис. 64, 4)? … Реш Лакиш сказал: Это Эден, ибо его никогда не видал глаз. И если ты скажешь: Где же был Адам? - В Саду (bgn). И если ты скажешь: Сад - это Эден, то Учение (tlmwd) говорит: “Из Эдена выходила река для орошения сада” (Быт. 2, 10)» (ВТ Санхедрин, 99а.16).
В двух местах утверждается, что Сад является частью Эдена: «Мир (‘wlm) составляет одну шестидесятую часть от Сада, Сад составляет одну шестидесятую часть от Эдена, Эден составляет одну шестидесятую часть от Геенны. Весь мир (‘wlm) подобен крышке котла над Геенной. И некоторые говорят, что Геенна безмерна, а некоторые говорят, что Эден безмерен» (ВТ Таанит, 10а.9; то же в ВТ Песахим, 94а.9).
Место нахождения праведных душ может называться также выражением «узел жизни» (ṣəror ha-ḥayyim), имеющим библейское происхождение: «Рабби Элиэзер сказал: Души праведников хранятся под Престолом Славы, ибо сказано: “Душа господина моего будет завязана в узле жизни” (1 Цар. 25, 29). А души злодеев связаны, и один ангел стоит в одном конце мира, а другой ангел стоит в другом конце мира, и они бросают души пращею друг другу, как сказано: “А душу врагов твоих бросит он как бы пращею”» (ВТ Шаббат, 152b.7); «(Седьмое небо) Аравот содержит… души праведных, духов и души тех, которые будут созданы, и росу, которой Святой, благословен он, оживит мёртвых… Души праведных, потому что написано: “Душа господина моего будет завязана в узле жизни ” (1 Цар. 25, 29)» (ВТ Хагига, 12b.12-13).
Сходным по смыслу является выражение «место вечной жизни»: «Дом Шаммая говорит: В День суда (ywm hdyn) люди будут разделены на три части - полностью праведных, полностью злых и средних (bynwnyym). Полностью праведные будут записаны и запечатаны в месте вечной жизни (’ltr lḥyy ‘wlm). Полностью злые будут записаны и запечатаны в Геенне (’ltr gyhnm)… Средние спустятся в Геенну, возопят и поднимутся (из неё)» (ВТ Рош Хашана, 16b.15-17a.1).
ИСЗ2