Sep 06, 2024 12:55
Таргумы 4
Имеются таргумы не только на Пятикнижие, но и на другие книги Еврейской Библии. Таргум Ионафана на пророческие книги включает перевод на арамейский с комментариями всех пророческих книг от ранних (Иисус Навин, Судьи, 1-4 книги Царств) до поздних (3 великих и 12 малых пророков). Некоторые их отрывки получают в нём мессианское толкование.
Так, молитва Анны после рождения Самуила говорит об исторических царях Израиля: «Яхве сотрёт препирающихся с ним; с небес возгремит на них. Будет судить концы земли, и даст крепость царю своему, и вознесёт рог помазанника своего» (1 Цар. 2, 10). Таргум переносит действие в эсхатологическое будущее: «Да возгремит на них Господь с неба, да совершит он справедливую месть Гогу и воинству неистовых народов, которые придут с ним от концов земли. Да даст он силу своему царю и да возвеличит он царство своего мессии (wytn twqp’ lmlkyh wyrby mlkwt mšyḥ’h)».
Давид в своей благодарственной песни за спасение от врагов вопрошает: «Ибо кто бог (’el) кроме Яхве, и кто защита (ṣur) кроме бога нашего (’elohenu)?» (2 Цар. 22, 32). Этому стиху Таргум Ионафана также придаёт эсхатологический смысл: «Посему за знамение и спасение, которые ты совершил для твоего мессии (bkyn ‘l ns’ wprqn’ dt‘byd lmšyḥk), и за остаток твоего народа все народы, племена и языки исповедуют и скажут: “Нет бога кроме Яхве (lyt ’lh ’l’ ywy), ибо нет никого кроме тебя”. И твой народ скажет: “Нет никого могучего кроме бога нашего”». Исповедание, которое вкладывается здесь в уста «всех народов» (lyt ’lh ’l’ ywy), очевидно вдохновлено мусульманским (lā ’ilāha ’illa ’allāhu), что указывает на появление данного толкования после арабского завоевания.
Стих, входящий в «последние слова» Давида, гласит: «Сказал бог Израилев, говорил мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе божием» (2 Цар. 23, 3). Таргум комментирует его: «Давид сказал: бог Израилев, сильный Израилев, имеющий власть над сынами человеческими, который судит праведно, говорил ко мне и обещал мне поставить мне царя помазанника, который встанет и будет судить в страхе божием (’mr lmn’h ly mlk’ hw’ mšyḥ’ ‘tyd dyqwm wyšlwṭ bdḥlt’ dywy)».
Премудрость Соломона была так велика, что он, среди прочего, «говорил о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены» (3 Цар. 4, 33). Таргум Ионафана видит в словах Соломона мессианские пророчества: «Он пророчествовал о царях дома Давида, которые будут править в этом мире и в мире мессии» (w’tnby ‘l mlky byt dwyd d‘tydyn lmšlṭ b‘lm’ hdyn wb‘lm’ dmšyḥ’).
ИСЗ2