Раввинистический мессианизм 4

Sep 04, 2024 13:47

Таргумы 2

Следующие стихи продолжают благословение Иакова Иуде: «Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние своё. Блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока» (Быт. 49, 11-12).

Таргум Неофити толкует и эти стихи как мессианские: «Как прекрасен царь мессия, который восстанет из дома Иуды (mh ’y’ hw’ mlk’ mšyḥ’ d‘tyd lmyqm mn mdbyt yhwdh). Он опоясал чресла свои и отправился на войну против своих врагов, чтобы убить царей и правителей, сделать горы красными от крови убитых и долины белыми от тука их героев… Насколько очи царя мессии прекраснее чистого вина (‘yynwy dmlk’ mšyḥ’ mn ḥmr’ zkwk’ mh yy’yyn); ими он не взирает на открытую наготу (gylwy ‘ryyn) и пролитие невинной крови. Его зубы белее молока, ими он не вкушает украденное или награбленное…». Почти дословно этому соответствует Таргум Псевдо-Ионафана.

Книга Исхода говорит о «ночи бдения» в связи с исходом из Египта: «Это - ночь бдения Яхве за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь - бдение Яхве у всех сынов Израилевых в роды их» (Исх. 12, 42). В комментариях на этот стих Таргумы Псевдо-Ионафана, Неофити и Фрагментарный говорят о четырёх ночах бдения, которые должны соблюдать евреи, а Таргумы Неофити и Фрагментарный упоминают здесь мессию.

Согласно Фрагментарному таргуму, первой является ночь, «когда Слово (mymr’) Господа было открыто для творения мира», второй - «когда Слово Господа было открыто Авраму», третьей - «когда Слово Господа было открыто египтянам среди ночи». Четвёртая ночь будет, «когда мир достигнет своего срока искупления. Злодеи будут истреблены, а железные оковы сокрушены. Моисей выступит из среды пустыни, а царь мессия - из среды Рима (wmšh ypwq mn gw mdbr’ wmlk’ mšyḥ’ mn gw rwm´). Этот поведёт за собой стадо, и тот поведёт за собой стадо, но Слово Господа будет между ними, и я и они двинемся вперёд вместе. Это ночь Пасхи перед Господом». Почти точно этому соответствует текст в Таргуме Неофити.

Таргумы придают мессианский смысл указаниям о помазании скинии и её принадлежностей: «И возьми елея помазания, и помажь скинию и всё, что в ней, и освяти её и все принадлежности её, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая; и помажь умывальник и подножие его и освяти его» (Исх. 40, 9-11).

Таргум Псевдо-Ионафана толкует эти стихи следующим образом: «И возьми елея помазания, и помажь скинию и всё, что в ней, и освяти её для венца царства дома Иуды и царя мессии, который искупит Израиль в конце дней (mṭwl klyl dmlkwt’ dbyt yśr’l wmlk’ mšyḥ’ d‘tyd lmyprq yt yśr’l bswp ywmy’). Помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая для венца жречества Аарона и его сынов и для Илии, великого жреца, который будет послан в конце изгнания (mṭwl klyl’ dkhwnt’ d’hrn wbnwy w’lyhw khn’ rb’ d‘tyd lmštlḥ’ bswp glwwt’). И помажь умывальник и подножие его и освяти его для Иисуса, твоего слуги, главы Санхедрина своего народа, чьею рукою земля Израиля будет поделена и от которого произойдёт мессия сын Ефремов, чьею рукою дом Израилев победит Гога и его союзников в конце дней (d‘l ydwy ‘tydh ’r‘’ dyśr’l lmytplg’ wmšyḥ’ br ’prym dnpyq mynyh d‘l ydwy ‘tydyn byt yśr’l lmnṣḥ’ lgwg wlsy‘tyh bswp ywmy’)».

Здесь скиния представляет род Давида, а жервенник - аароническое жречество и «великого жреца» Илию, который исполняет роль более раннего жреческого мессии; ср. комментарий Таргума Псевдо-Ионафана на Исх. 6, 18: «Кааф при своей жизни увидел Финееса, который есть великий жрец Илия, который будет послан к изгнанникам Израиля в конце дней». Умывальник же представляет Иисуса Навина, от которого должен произойти мессия сын Ефремов (ср. Числ. 13, 8). Последний иногда отождествляется с мессией сыном Иосифа, упоминаемым в Талмуде (ВТ Сукка, 52a-b). Мессия сын Ефремов выступает как предтеча мессии сына Давидова, как воитель, который победит Гога, в то время как мессия сын Давидов искупит Израиль.

ИСЗ2

Previous post Next post
Up