Sep 01, 2024 20:38
Иерусалимский Талмуд
В Иерсалимском Талмуде имеется несколько упоминаний о мессии. Самый обширный мессианский отрывок входит в состав трактата «Берахот» («Благословения»). В качестве комментария на стих «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Яхве бога своего и Давида, царя своего» (Ос. 3, 4) сообщается: «Раввины (rabbanan) говорят: Если этот царь мессия из числа живых, его имя Давид. Если из числа мёртвых, его имя Давид. Рабби Танхума сказал: Вот причина: “Творящий милость помазаннику твоему Давиду” (Пс. 17, 51)» (ИТ Берахот, 2.4.11).
Далее рассказывается о том, что мессия уже родился в день разрушения Иерусалимского храма: «Рабби Йехошуа бен Леви сказал: Имя его - Отрасль (ṣemaḥ). Рабби Йудан сын рабби Айву сказал: Имя его - Менахем (“утешитель”, см.: Плач. 1, 16). Ханина сын рабби Аббаху сказал: Между ними нет несогласия, ибо числовые значения обоих равны (138). Он же Отрасль (ṣemaḥ), он же Менахем. По словам рабби Йудана сына рабби Айву, вот что случилось с евреем, который пахал в долине Арбелы (к западу от Тивериады). Его бык замычал. Проходивший мимо араб услышал мычание быка. Он сказал ему: Еврей, еврей, распряги своего быка, распряги свой плуг, ибо Храм разрушен. Бык замычал во второй раз. Он сказал: Еврей, еврей, запряги своего быка, запряги свой плуг, ибо царь мессия родился. Он спросил его: Как его зовут? - Менахем. Он спросил его: Как зовут его отца? - Хизкия. Он спросил его: Где он? - Он сказал: В царском городе (byrt mlk’) Вифлееме Иудейском. Он пошёл и продал своего быка и плуг и стал продавцом детских пелёнок. Он ходил по городам, пока не достиг того города. Все матери покупали у него, только мать Менахема не покупала. Он слышал, как матери говорили: Мать Менахема, мать Менахема, иди и купи для твоего сына! Она сказала: Я лучше задушу его как врага Израиля, ибо он родился в день разрушения Храма. Он сказал ей: Он приятен мне, ибо для него он был разрушен и для него будет построен. Она сказала ему: У меня нет денег. Он сказал: Всё равно приди и купи. Если сегодня у тебя ничего нет, я вернусь в другой день и возьму тогда. Спустя некоторое время он вернулся в этот город и сказал ей: Как твой ребёнок? - Она сказала: После того, как ты виделся со мной, случилась буря, подняла его и вырвала его из моих рук» (ИТ Берахот, 2.4.12).
На этом рассказе основывается иудейское представление, что с тех пор мессия до времени своего пришествия пребывает в раю в месте, именуемом «Птичье гнездо», отражённое, в частности, в книге «Зогар» (2.7b-8b).
Трактат «Ктувот» («Брачные договоры») сообщает о распоряжениях, которые разные раввины давали в отношении своей смерти. Так, рабби Йирмеях дал указания о том, как его похоронить, и в т.ч. приказал: «Вложите мне в руку дорожный посох и положите меня на бок, чтобы, когда придёт мессия, я был готов» (ИТ Ктувот, 12.3.4). Когда рабби Меир умирал, он сказал: «Скажите сынам Израиля: Вот ваш мессия (d’ mšyḥkwn dydkwn)» (ИТ Ктувот, 12.3.15).
Трактат «Сукка» («Куща») после рассказа об избиении александрийских иудеев императором Траяном сообщает: «Тогда рог Израиля был срублен, и он не вернётся на своё место, пока не придёт сын Давидов» (ИТ Сукка, 5.1.6).
Ещё два мессианских отрывка имеется в трактате «Таанит» («Пост»). Первый из них гласит: «Рабби Аха от имени рабби Танхума сына рабби Хиййя [сказал]: Если Израиль совершит покаяние в хотя бы один день, тотчас же придёт сын Давидов… Рабби Леви сказал: Если Израиль соблюдёт хотя бы одну субботу должным образом, тотчас же придёт сын Давидов» (ИТ Таанит, 1.1.18).
Второй касается восстания евреев против римского владычества во главе с Шимоном бар Кохбой («сыном Звезды») в 132-135 гг. н.э.: «Рабби Шимон бар Иохаи учил: Мой учитель Акива толковал стих “Восходит звезда (kwkb) от Иакова” (Числ. 24, 17) как “Восходит лжец (kwzb’) от Иакова”. Когда рабби Акива увидел бар Козибу, он сказал: Это царь мессия. Рабби Йоханан бен Торта сказал ему: Акива! Трава вырастет из твоей челюстной кости прежде чем придёт мессия!» (ИТ Таанит, 4.5.13).
Настоящим именем Шимона бар Кохбы было Шимон бар Косиба (šm‘wn bn kwsb’), как теперь известно из документа на еврейском языке от 133 г. н.э. (Mur 24B 3). Хотя он не происходил из рода Давида, на своих монтах он называл себя «Шимон князь Израиля» (šm‘wn nśy’ yśr’l). Согласно преданию, рабби Акива признал его мессией и увидел в нём исполнение пророчества из Числ. 24, 17, вследствие чего его стали называть бар Кохбой. В приведённом тексте из Иерсалимского Талмуда, написанном после поражения его восстания, это имя перетолковывается как бар Козиба («сын Лжеца»).
ИСЗ2