Aug 29, 2024 19:49
В ранних раввинистических текстах (I-III вв. н.э.) упоминания о мессии крайне редки, что выглядит особенно выразительным на фоне нераввинистических иудейских текстов той же эпохи (3-я книга Ездры, 2-я книга Варуха, Откровение Авраама), которые обсуждают мессианскую тему довольно подробно.
Ядро Талмуда составляет Мишна («Повторение» или «Учение»), кодифицированная ок. 200 г. н.э. В её 63 трактатах имеется всего лишь 2 упоминания мессии. Комментируя наставление Яхве Израилю «Дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей» (Втор. 16, 3), трактат «Берахот» («Благословения») сообщает: «Мудрецы говорят: “дни жизни твоей” - это этот мир, а “все дни жизни твоей” включают дни мессии» (wḥkmym ’wmrym ymy ḥyyk h‘wlm hzh kl ymy ḥyyk lhby’ lymwt hmšyḥh) (Мишна Берахот, 1.5).
Трактат «Сота» («Прелюбодеица») изображает плачевное состояние Израиля накануне явления мессии, которое может рассматриваться как облегчённый вариант «мессианских родовых мук», известных по другим текстам: «При приближении мессии (b‘qbwt mšyḥ’) наглость (ḥuṣpa) возрастёт, а дороговизна достигнет предела; виноградники будут давать свой плод, но вино будет стоить дорого; царство обратится к ереси (mynwt), но некому будет порицать; дом собрания [мудрецов] станет [местом] блуда (znwt); Галилея будет опустошена, а Гавлан разорён; люди пограничья будут ходить от города к городу, но не найдут милости; мудрость писцов истлеет; боящиеся греха будут презираться, а истины не станет; юноши будут стыдить стариков, а старики будут вставать перед юношами; сын будет позорить отца, дочь встанет на мать, а невестка на свекровь; врагами человеку будут домашние его; лицо поколения будет как лицо пса; сын не будет стыдиться отца» (Мишна Сота, 9.15).
Тосефта («Добавление»), представляющая собой дополнение к Мишне, кодифицированное ок. 300 г., уделяет мессианизму ещё меньше внимания и включает лишь редкие упоминания «дней мессии».
ИСЗ2