Зороастризм, Кумран и Новый Завет

Jan 15, 2024 19:42

Кумранские данные ценны для нас в том числе и тем, что более полно представляют систему апокалиптического иудаизма эпохи Второго храма, основанную на спиритуализме, дуализме и эсхатологии и восходящую в конечном счёте к иранскому зороастризму, которая в более фрагментарном виде отражена в Новом Завете.

Это видно уже по основным терминам, которые используются в кумранских сочинениях. В число таких терминов входят Истина (’mt) и Ложь (‘wl), противопоставляющиеся, в частности, в Уставе общины кумранитов:

18 wyśm lw šty rwḥwt lhthlk bm ‘d mw‘d pqwdtw hnh rwḥwt
(Бог) положил ему (т.е. человеку) двух духов, чтобы ходить в них до срока своего взыскания. Они суть духи

19 h’mt wh‘wl bm‘wn ’wr twldwt h’mt wmmqwr ḥwšk twldwt h‘wl
истины и лжи. В источнике света - рождение истины, и из колодца тьмы - рождение лжи.

20 wbyd śr ’wrym mmšlt kwl bny ṣdq bdrky ’wr ythlkw wbyd ml’k
В руке князя светов - власть над всеми сынами праведности, путями света они будут ходить. В руке ангела

21 ḥwšk kwl mmšlt bny ‘wl wbdrky ḥwšk ythlkw
тьмы - вся власть над сынами лжи, путями тьмы они будут ходить.

(1QS III.18-21)

Эта антитеза является основополагающей для зороастризма, начиная с Гат. Творение Ахуры Мазды называется словом Истина или Правда (aṣ̌a-), а творение Злого Духа - словом Ложь (druj-). Соответственно, последователь первого именуется праведником (aṣ̌awan-), а последователь второго - лжецом (drəgwaṇt-). Каждый человек является участником вселенской борьбы двух начал. Об этом говорит, в частности, «Гата выбора»:

30.4

at̰cā hyat̰ tā hə̄m mainyū jasaētəm paourwīm dazdē
Вот, когда эти два Духа сошлись впервые, они создали

gaēmcā ajyāitīmcā yaϑācā aŋhat̰ apə̄məm aŋhuš
Жизнь и не-жизнь, так что будет последнее бытие

acištō drəgwatąm at̰ aṣ̌āunē wahištəm manō.
Худшим для лжецов, а для праведника - Лучшей Мыслью.

30.5

ayå maniwå waratā yə̄ drəgwå acištā wərəzyō
Из этих двух Духов выбрал Лживый худшее творить,

aṣ̌əm mainyuš spə̄ništō yə̄ xraoždištə̄ṇg asə̄nō wastē
А Истину - Дух Святейший, который крепчайшей твердью облачён…

(Ясна, 30.4-5)

Антитезе Истина - Ложь в кумранских текстах соответствует антитеза Свет - Тьма. Она также имеет зороастрийское происхождение. Свет и Тьма противопоставляются в Гатах:

yə̄ āyat̰ aṣ̌awanəm diwamnəm hōi aparəm xṣ̌yō
Кто придёт к праведнику, небесное сияние тому потом владение,

darəgə̄m āyū təmaŋhō dušxʷarəϑə̄m awaētās wacō
Но к долгому веку тьмы, дурной еде и слову «увы!» -

tə̄m wā ahūm drəgwaṇtō š́yaoϑanāiš xʷāiš daēnā naēṣ̌at̰
К такому вас бытию, лжецы, по деяниям собственным вера приведёт.

(Ясна, 31.20)

Более определённо противостояние между ними выражено в «Визидагиха-и Задспрам» («Избранное Задспрама»): «Он (т.е. Ахурамазда) показал (Заратуштре), что существа света и существа тьмы ведут себя всегда по-разному, и сказал: … Выбравшие свет будут причислены к существам света, выбравшие тьму - к существам тьмы» (22.5-6) (цит. по: Marijan Molé. Culte, mythe et cosmologie dans l’Iran ancien. Le problème zoroastrien et la tradition mazdéenne. Paris, 1963. P. 334).

«Визидагиха-и Задспрам» является сочинением IX в., однако о противопоставлении в зороастризме света и тьмы в гораздо более ранее время говорит Евдем Родосский (ок. 370 - ок. 300 гг. до н.э.), свидетельство которого донесено до нас Дамаскием Диадохом: «Среди магов же и всего Ариева рода, как об этом пишет Евдем, одни называют всё умопостигаемое и объединённое Местом, а другие - Временем; от него отделились благой бог и дурной демон или, как говорят некоторые, идущие впереди них свет и тьма. И эти люди вслед за неделимой природой вычленяют два разделяющихся ряда лучших; один из них возглавляет Ормузд, а другой - Ариман» (Μάγοι δὲ καὶ πᾶν ἄρειον γένος ὡς καὶ τοῦτο γράφει ὁ Εὔδημος οἱ μὲν Τόπον οἱ δὲ Χρόνον καλοῦσι τὸ νοητὸν ἅπαν καὶ τὸ ἡνωμένον ἐξ οὗ διακριθῆναι ἢ θεὸν ἀγαθὸν καὶ δαίμονα κακόν ἢ φῶς καὶ σκότος πρὸ τούτων ὡς ἐνίους λέγειν. οὗτοι δὲ οὖν καὶ αὐτοὶ μετὰ τὴν ἀδιάκριτον φύσιν διακρινομένην ποιοῦσι τὴν διττὴν συστοιχίαν τῶν κρειττόνων τῆς μὲν ἡγεῖσθαι τὸν Ὠρομάσδη τῆς δὲ τὸν Ἀρειμάνιον) (О первых началах, 3.1.125а) (перевод Л.Ю. Лукомского с нашими изменениями - С.П.).

О том же говорит, опираясь на более ранние источники, Плутарх Херонейский (ок. 46 - после 119 н.э.): «Таково мнение большинства мудрейших людей. И одни полагают, что есть два бога, творящих добро и зло и подобных соперничающим ремесленникам, а иные благого называют богом, а другого - демоном, как например, маг Зороастр, который, как рассказывают, жил за пять тысяч лет до Троянской войны. Он называет одно божество Горомадзом, другое - Ариманием и указывает, что из всего чувственного первый более всего подобен свету, а второй - мраку и неведению…» (Καὶ δοκεῖ τοῦτο τοῖς πλείστοις καὶ σοφωτάτοις. νομίζουσι γὰρ οἱ μὲν θεοὺς εἶναι δύο καθάπερ ἀντιτέχνους, τὸν μὲν ἀγαθῶν, τὸν δὲ φαύλων δημιουργόν. οἱ δὲ τὸν μὲν ἀμείνονα θεόν, τὸν δὲ ἕτερον δαίμονα καλοῦσιν: ὥσπερ Ζωροάστρης ὁ μάγος, ὃν πεντακισχιλίοις ἔτεσι τῶν Τρωικῶν γεγονέναι πρεσβύτερον ἱστοροῦσιν. οὗτος οὖν ἐκάλει τὸν μὲν Ὡρομάζην, τὸν δ᾽ Ἀρειμάνιον καὶ προσαπεφαίνετο τὸν μὲν ἐοικέναι φωτὶ μάλιστα τῶν αἰσθητῶν, τὸν δ᾽ ἔμπαλιν σκότῳ καὶ ἀγνοίᾳ) (Об Исиде и Осирисе, 46-47) (перевод Н.Н. Трухиной (Вестник древней истории, 1977, № 4) с нашими изменениями - С.П.).

В кумранских текстах приверженцы Истины именуются «сынами света» (bny ’wr), в т.ч. в Уставе общины (I.9, III.13, III.13, 24, 25) и в Свитке войны (I.1, 3, 9, 11, 13), а привержцены Лжи - «сынами тьмы» (bny ḥwšk), в т.ч. в Уставе общины (I.10) и в Свитке войны (I.1, 7, 10; III.6, 9; XIII, 16; XIV.17).

Выражение «сыны света» неоднократно встречается в Новом Завете: τοὺς υἱοὺς τοῦ φωτὸς (Лук. 16, 8), υἱοὶ φωτὸς (Иоан. 12, 36), υἱοὶ φωτός (1 Фес. 5, 5), τέκνα φωτὸς (Эф. 5, 8). Выражения «сыны тьмы» в новозаветных текстах нет, но оно подразумевается в т.ч. противопоставлением выражений «ходить во свете»: ἐν τῷ φωτὶ περιπατῶμεν (1 Иоан. 1, 7), и «ходить во тьме»: ἐν τῇ σκοτίᾳ περιπατεῖ (1 Иоан. 2, 11), οὐ μὴ περιπατήσῃ ἐν τῇ σκοτίᾳ (Иоан. 8, 12), ὁ περιπατῶν ἐν τῇ σκοτίᾳ (Иоан. 12, 35). Иисус при призвании Павла поручает ему обращать людей «от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (ἀπὸ σκότους εἰς φῶς καὶ τῆς ἐξουσίας τοῦ σατανᾶ ἐπὶ τὸν Θεόν) (Деян. 26, 17-18). Все люди делятся на «детей Божиих и детей диавола» (τὰ τέκνα τοῦ θεοῦ καὶ τὰ τέκνα τοῦ διαβόλου) (1 Иоан. 3, 10).

В Новом Завете засвидетельствовано также кумранское (зороастрийское) противопославление духа истины и духа лжи («заблуждения»): «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему‐то узнаём духа истины и духа заблуждения (τὸ πνεῦμα τῆς ἀληθείας καὶ τὸ πνεῦμα τῆς πλάνης)» (1 Иоан. 4, 6). Выражение «дух истины» (τὸ πνεῦμα τῆς ἀληθείας) три раза встречается в Евангелии от Иоанна (Иоан. 14, 17; 15, 26; 16, 13). В нём же дьявол именуется «лжецом и отцом лжи» (ψεύστης ἐστὶ καὶ ὁ πατὴρ αὐτοῦ) (Иоан. 8, 44), что точно соответствует определению Злого Духа в зороастризме.

ИСЗ

Previous post Next post
Up