Новозаветная демонология 11

Jan 10, 2024 16:26

Итого в текстах Нового Завета имя Сатана (σατανᾶς) встречается 37 раз, слово «дьявол» (διάβολος) - 31 раз, имя Веельзевул (Βεελζεβούλ) - 7 раз, слово «лукавый» (πονηρός) применительно к дьяволу - 10 раз, слово «бес» (δαιμόνιον) - 59 раз, слово «бес» (δαίμων) - 1 раз, слово «бесноватый» (δαιμονιζόμενος) - 11 раз, слово «бесноваться» (δαιμονίζομαι) - 1 раз, слово «бесовский» (δαιμόνιος) - 1 раз, слово «бесовский» (δαιμονιώδης) - 1 раз, выражение «нечистый дух» (πνεῦμα ἀκάθαρτον) - 22 раза, выражение «злой дух» (πνεῦμα πονηρόν) - 5 раз.

Эта греческая терминология воспроизводит еврейско-арамейскую терминологию, современную текстам Нового Завета. Гр. σατανᾶς отражает арам. saṭana (< евр. śaṭan) (гр. διάβολος является «переводом» этого слова на греческий язык), гр. Βεελζεβούλ - евр. b‘l zbl, δαιμόνιον и δαίμων - евр.-арам. šed(a), гр. πνεῦμα ἀκάθαρτον - евр. rwḥ ṭwm’h.

Большинство упоминаний о бесах в Новом Завете приходится на рассказы об их изгнании Иисусом и его учениками. Бесы причиняют людям безумие, немоту, глухоту, слепоту и т.п., т.е. вообще все человеческие недостатки. Дьявол «имеет державу смерти» (τὸν τὸ κράτος ἔχοντα τοῦ θανάτου, τοῦτ’ ἔστι τὸν διάβολον) (Евр. 2, 14), т.е. является виновником смертности. Кроме того, он есть «лжец и отец лжи» (ψεύστης ἐστὶ καὶ ὁ πατὴρ αὐτοῦ) (Ин. 8, 44). Это точно соответствует зороастрийскому представлению о том, что мир был создан Богом благим, а смерть и все прочие недостатки были принесены в него Злым Духом и его подручными, отождествляемыми с ложью.

Для объяснения происхождения зла авторы Нового Завета определённее всего прибегают к енохическому мифу (1 Пет. 3, 18-20; 2 Пет. 2, 4-5; Иуд. 6), хотя в нём могут содержаться и менее ясные ссылки на адамический миф. Слова Иисуса «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (ἐθεώρουν τὸν σατανᾶν ὡς ἀστραπὴν ἐκ τοῦ οὐρανοῦ πεσόντα)» (Лк. 10, 18) могут восходить к Ис. 14, 12-15. Приход Спасителя означает начало гибели бесов (Мк. 1, 24; Лк. 4, 34).

Дьявол (Сатана, Веельзевул) есть глава («князь») бесов (Мк. 3, 22-23; Матф. 9, 34; Лк. 11, 15). Он именуется «князем мира сего» (ὁ ἄρχων τοῦ κόσμου τούτου) (Ин. 12, 31; 14, 30; 16, 11) и «богом века сего» (ὁ θεὸς τοῦ αἰῶνος τούτου) (2 Кор. 4, 4). У него есть собственные ангелы (Мт. 25, 41; 2 Кор. 12, 7; Откр. 12, 7). Он безуспешно искушает Иисуса после его крещения, а потом пытается похитить посеянное им слово.

Мир в представлении новозаветных авторов разделён на два непримиримых стана. Иисус при призвании Павла поручает ему обращать людей «от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (ἀπὸ σκότους εἰς φῶς καὶ τῆς ἐξουσίας τοῦ σατανᾶ ἐπὶ τὸν Θεόν) (Деян. 26, 17-18). Христиане обязаны различать «духа истины и духа заблуждения» (τὸ πνεῦμα τῆς ἀληθείας καὶ τὸ πνεῦμα τῆς πλάνης)» (1 Иоан. 4, 6); они призываются: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу» (ὑποτάγητε οὖν τῷ Θεῷ. ἀντίστητε τῷ διαβόλῳ) (Иак. 4, 7). Все люди делятся на «детей Божиих и детей диавола» (τὰ τέκνα τοῦ Θεοῦ καὶ τὰ τέκνα τοῦ διαβόλου) (1 Иоан. 3, 10).

Этот решительный дуализм, совершенно чуждый Еврейской Библии (Ветхому Завету), ближайшая аналогия которому обнаруживается в кумранской «сектантской» литературе, имеет своим источником зороастрийскую религию.

ИСЗ

Previous post Next post
Up