Прочие псевдоэпиграфические послания апостолов
Так называемые «соборные послания», которые в Новом Завете приписываются апостолам Иакову, Петру, Иоанну и Иуде, не могли быть ими написаны. Эти апостолы были по происхождению галилейскими рыбаками и иными простолюдинами, вряд ли способными хотя бы читать по-еврейски или по-арамейски. Пётр и Иоанн в Деяниях апостолов прямо называются «неграмотными и невежественными» (ἀγράμματοί εἰσι καὶ ἰδιῶται; синод.: некнижные и простые) (Деян. 4, 13). Тем более невероятной представляется их способность сочинять на хорошем греческом языке сложные тексты, отражающие к тому же идеологические и материальные реалии, которые могли возникнуть не ранее конца I - начала II в. н.э.
В «соборных посланиях» слово «дьявол» (διάβολος) встречается 7 раз, слово «лукавый» (πονηρός) применительно к дьяволу - 4 раза, слово «бес» (δαιμόνιον) - 1 раз, слово «бесовский» (δαιμονιώδης) - 1 раз, и слово «дух» (πνεῦμα) применительно к злому духу - 1 раз.
Автор Послания Иакова наставляет своих читателей: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (καὶ τὰ δαιμόνια πιστεύουσι καὶ φρίσσουσι)» (Иак. 2, 19); «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (οὐκ ἔστιν αὕτη ἡ σοφία ἄνωθεν κατερχομένη, ἀλλ’ ἐπίγειος, ψυχική, δαιμονιώδης)» (Иак. 3, 14-15); «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу (ἀντίστητε τῷ διαβόλῳ), и убежит от вас» (Иак. 4, 7).
Ему вторит автор 1-го послания Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (ὁ ἀντίδικος ὑμῶν διάβολος ὡς λέων ὠρυόμενος περιπατεῖ ζητῶν τίνα καταπίῃ)» (1 Пет. 5, 8).
Подробно о демонологии говорит автор 1-го послания Иоанна: «Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого (ὅτι νενικήκατε τὸν πονηρόν). Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (νενικήκατε τὸν πονηρόν)» (1 Иоан. 2, 13-14); «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (ὁ ποιῶν τὴν ἁμαρτίαν ἐκ τοῦ διαβόλου ἐστίν, ὅτι ἀπ᾿ ἀρχῆς ὁ διάβολος ἁμαρτάνει). Для сего‐то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (ἵνα λύσῃ τὰ ἔργα τοῦ διαβόλου). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола (τὰ τέκνα τοῦ διαβόλου) узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого (ἐκ τοῦ πονηροῦ ἦν) и убил брата своего» (1 Иоан. 3, 8-12); «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (ὁ πονηρὸς οὐχ ἅπτεται αὐτοῦ). Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле (ὁ κόσμος ὅλος ἐν τῷ πονηρῷ κεῖται)» (1 Иоан. 5, 18-19).
Он же учит своих читателей различению духов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов (μὴ παντὶ πνεύματι πιστεύετε, ἀλλὰ δοκιμάζετε τὰ πνεύματα), от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (καὶ πᾶν πνεῦμα ὃ μὴ ὁμολογεῖ τὸν Ἰησοῦν Χριστὸν ἐν σαρκὶ ἐληλυθότα, ἐκ τοῦ Θεοῦ οὐκ ἔστι· καὶ τοῦτό ἐστι τὸ τοῦ ἀντιχρίστου), о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по‐мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему‐то узнаём духа истины и духа заблуждения (ἐκ τούτου γινώσκομεν τὸ πνεῦμα τῆς ἀληθείας καὶ τὸ πνεῦμα τῆς πλάνης)» (1 Иоан. 4, 1-6).
Обращает на себя внимание обилие в «соборных посланиях» отголосков апокрифических сочинений. В них имеются три ссылки на енохический миф о мятежных ангелах или духах, заключённых в темнице в ожидании наказания: «…И Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (ἐν ᾧ καὶ τοῖς ἐν φυλακῇ πνεύμασι πορευθεὶς ἐκήρυξεν), некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3, 18-20); «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания (ὁ Θεὸς ἀγγέλων ἁμαρτησάντων οὐκ ἐφείσατο, ἀλλὰ σειραῖς ζόφου ταρταρώσας παρέδωκεν εἰς κρίσιν τηρουμένους); и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых…» (2 Пет. 2, 4-5); «[Господь] ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (ἀγγέλους τε τοὺς μὴ τηρήσαντας τὴν ἑαυτῶν ἀρχήν, ἀλλὰ ἀπολιπόντας τὸ ἴδιον οἰκητήριον εἰς κρίσιν μεγάλης ἡμέρας δεσμοῖς ἀϊδίοις ὑπὸ ζόφον τετήρηκεν) (Иуд. 6).
Кроме того, послание Иуды содержит ссылку на апокрифическую легенду о споре за тело Моисея: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (ὁ δὲ Μιχαὴλ ὁ ἀρχάγγελος, ὅτε τῷ διαβόλῳ διακρινόμενος διελέγετο περὶ τοῦ Μωσέως σώματος, οὐκ ἐτόλμησε κρίσιν ἐπενεγκεῖν βλασφημίας, ἀλλ᾿ εἶπεν· ἐπιτιμήσαι σοι Κύριος) (Иуд. 9).