Dec 31, 2023 14:01
Послания апостола Павла 1
Из семи посланий Павла, которые большинством исследователей признаются подлинными (в предполагаемом хронологическом порядке: 1-е к Фессалоникийцам, к Галатам, 1-е к Коринфянам, к Филиппийцам, к Филимону, 2-е к Коринфянам, к Римлянам), Послания к Филиппийцам и к Филимону не касаются демонологии, в остальных же пяти 7 раз встречается имя Сатана и 4 раза - слово «бес» (δαιμόνιον). Кроме того, Павел, по всей видимости, единожды называет Сатану «богом века сего»: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего (ὁ θεὸς τοῦ αἰῶνος τούτου) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4, 3-4).
В 1-м послании к Фессалоникийцам Павел извещает своих адресатов: «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лицо ваше. И потому мы, я, Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана (ἐνέκοψεν ἡμᾶς ὁ σατανᾶς)» (1 Фес. 2, 17-18).
В 1-м послании к Коринфянам Павел объявляет о своём решении предать грешника Сатане «на погибель плоти» (εἰς ὄλεθρον τῆς σαρκός): «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти (παραδοῦναι τὸν τοιοῦτον τῷ σατανᾷ εἰς ὄλεθρον τῆς σαρκός), чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 1-5). Смысл этого действия понятен не вполне.
В том же послании Павел увещевает своих адресатов: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (ἵνα μὴ πειράζῃ ὑμᾶς ὁ σατανᾶς διὰ τὴν ἀκρασίαν ὑμῶν)» (1 Кор. 7, 5).
Во 2-м послании к Коринфянам Павел заявляет: «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы (ἵνα μὴ πλεονεκτηθῶμεν ὑπὸ τοῦ σατανᾶ· οὐ γὰρ αὐτοῦ τὰ νοήματα ἀγνοοῦμεν)» (2 Кор. 2, 10-11).
В том же своём послании Павел, по всей видимости, ссылается на мидраш об Адаме и Еве: «Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света (αὐτὸς γὰρ ὁ σατανᾶς μετασχηματίζεται εἰς ἄγγελον φωτός), а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 11-15).
Тот же самый мидраш лежит в основе христианского Жития Адама и Евы, дошедшего до нас в разных редакциях на нескольких языках. В Житии Сатана, намеревающийся соблазнить Еву, является к ней, «приняв облик ангела» (λαβὼν σχῆμα ἀγγέλου) (Откр. Моис. 29, 12); «Сатана преобразил себя в светлость ангелов» (Satanas transfiguravit se in claritatem angelorum) (Vita, 9, 1); «явился Сатана в облике ангела» (τότε ὁ σατανᾶς ἐγένετο ἐν εἴδει ἀγγέλου) (Откр. Моис. 17, 1); «дияволь прииде кь мьнѣ аггельскымь образомь и свѣтлостию» (39, 1а).
Также во 2-м послании к Коринфянам Павел, рассказав о своём восхищении в рай на третье небо, сообщает: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (ἐδόθη μοι σκόλοψ τῇ σαρκί, ἄγγελος σατᾶν, ἵνα με κολαφίζῃ ἵνα μὴ ὑπεραίρωμαι). Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2 Кор. 12, 7-8).
Наконец, в хронологически самом позднем Послании к Римлянам Павел заверяет своих адресатов: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (ὁ δὲ Θεὸς τῆς εἰρήνης συντρίψει τὸν σατανᾶν ὑπὸ τοὺς πόδας ὑμῶν ἐν τάχει) (Рим. 16, 20).
ИСЗ