Новозаветная демонология 6

Dec 27, 2023 19:47

Деяния Апостолов

В книге Деяний Апостолов имя Сатана (σατανᾶς) встречается 2 раза, слово «дьявол» (διάβολος) - 2 раза, выражение «нечистый дух» (πνεῦμα ἀκάθαρτον) - 2 раза, выражение «злой дух» (πνεῦμα πονηρόν) - 2 раза.

Евангелие от Луки и Деяния Апостолов представляют собой две части одного сочинения, написанного анонимным христианином нееврейского происхождения, имевшим хорошее греческое образование. Это сказывается, в том числе, на использовании им демонологической лексики. Деяния Апостолов содержат единственный в Новом Завете случай использования слова δαιμόνιον в нейтральном значении «божество», а не в отрицательном значении «демон, бес». Это слово автор Деяний Апостолов вкладывает в уста афинян в их ответе на проповедь апостола Павла: «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: “что хочет сказать этот суеслов?”, а другие: “кажется, он проповедует о чужих божествах”, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (τινὲς δὲ τῶν Ἐπικουρείων καὶ τῶν Στοϊκῶν φιλοσόφων συνέβαλλον αὐτῷ, καί τινες ἔλεγον· τί ἂν θέλοι ὁ σπερμολόγος οὗτος λέγειν; οἱ δέ· ξένων δαιμονίων δοκεῖ καταγγελεὺς εἶναι· ὅτι τὸν Ἰησοῦν καὶ τὴν ἀνάστασιν εὐηγγελίζετο αὐτοῖς) (Деян. 17, 18).

Кроме того, автор Деяний Апостолов использует в положительном значении слова δεισιδαίμων («набожный») и δεισιδαιμονία («богопочитание»). Первое из них он вкладывает в уста апостола Павла в его ответе афинским философам, а второе - в уста римского прокуратора Феста в его обращении к иудейскому царю Агриппе: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны (κατὰ πάντα ὡς δεισιδαιμονεστέρους ὑμᾶς θεωρῶ)» (Деян. 17, 22); «Но они (т.е. иудеи) имели некоторые споры с ним (т.е. с Павлом) об их Богопочитании (περὶ τῆς ἰδίας δεισιδαιμονίας) и о каком‐то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив» (Деян. 25, 19).

Также в Деяниях Апостолов используется в нейтральном (или даже положительном) контексте выражение πνεῦμα πύθωνος («дух прорицательный»), вторая часть которого означает буквально «пифийский». Этот дух высказывал истину о Павле и его спутниках во время их пребывания в городе Филиппы в Македонии: «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным (ἔχουσαν πνεῦμα πύθωνος), которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу (τῷ πνεύματι): именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16, 16-18).

В остальном демонологическая лексика Деяний Апостолов соответствует синоптическим Евангелиям. Сатана побуждает Ананию скрыть часть вырученных им денег: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане (ὁ σατανᾶς) вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5, 1-3). Второй раз Сатана упоминается в словах Иисуса к Павлу при его обращении, как Павел описывает его в речи к царю Агриппе: «Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу (τοῦ ἐπιστρέψαι ἀπὸ σκότους εἰς φῶς καὶ τῆς ἐξουσίας τοῦ σατανᾶ ἐπὶ τὸν Θεόν), и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 16-18).

Дьявола упоминает апостол Пётр в своём разговоре с сотником Корнилием: «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (πάντας τοὺς καταδυναστευομένους ὑπὸ τοῦ διαβόλου), потому что Бог был с Ним» (Деян. 10, 34-38).

«Сыном дьявола» называет апостол Павел иудейского волхва Вариисуса или Элиму, который противодействовал ему в городе Паф на Саламине: «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола (υἱὲ διαβόλου), враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян. 13, 9-10).

Все случаи упоминания злых духов в Деяниях Апостолов содержатся в рассказах об их изгнании апостолами: «Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых (ὀχλουμένους ὑπὸ πνευμάτων ἀκαθάρτων), которые и исцелялись все» (Деян. 5, 16); «Так, Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем (πολλῶν γὰρ τῶν ἐχόντων πνεύματα ἀκάθαρτα βοῶντα φωνῇ μεγάλῃ ἐξήρχετο), а многие расслабленные и хромые исцелялись» (Деян. 8, 5-7); «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (τά τε πνεύματα τὰ πονηρὰ ἐξέρχεσθαι ἀπ᾿ αὐτῶν). Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов (ἐπὶ τοὺς ἔχοντας τὰ πνεύματα τὰ πονηρὰ) имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие‐то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух (τὸ πνεῦμα τὸ πονηρὸν) сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух (ἐν ᾧ ἦν τὸ πνεῦμα τὸ πονηρόν), и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 11-16).

ИСЗ

Previous post Next post
Up