Самаэль в раввинистических источниках 2

Oct 17, 2023 14:46

Из всех раввинистических текстов наиболее подробно о Самаэле говорит Пирке де-Рабби Элиэзер («Главы рабби Элиэзера»), аггадическо-мидрашистское сочинение, приписанное таннаю I-II вв. н.э. Элиэзеру бен Гирканусу, но на самом деле возникшее в VIII-IX вв.

Согласно этому сочинению, Самаэль первоначально являлся великим князем (śr gdwl) на небесах. У хаййот было по 4 крыла, у серафимов - по 6, а у Самаэля - 12 крыльев. Он взял с собой свой отряд (kt), спустился на землю, обозрел все живые творения, которых создал Яхве, и не нашёл из них никого более «мудрого к злу» (ḥkm lhr‘), чем змей. Обликом змей был подобен верблюду (gml). Самаэль сел на него верхом и поехал. Всё, что змей говорил и делал, было по внушению Самаэля, как человек действует под влиянием пребывающего в нём злого духа (rwḥ r‘h). Змей побудил Адама и Еву съесть запретный плод (ПдРЭ, 13).

В наказание за это Яхве низверг Самаэля и его воинство с их святого места в небесах (ПдРЭ, 14). Падая, Самаэль уцепился за крылья «князя мира» (mgyd šl ‘wlm) Михаила и потащил его за собой, но Яхве спас Михаила (ПдРЭ, 27).

Самаэль пришёл к Еве верхом на змее, и она родила от него Каина, а от Адама - Авеля и Сифа. Ева увидела, что образ Каина не от земных существ (htḥtwnym), а от небесных (h‘lywnym) (ПдРЭ, 21). От Сифа произошли поколения праведников, а от Каина - поколения грешников. Дочерей грешиков увидели ангелы, которые пали со своего святого места в небесах, сошлись с ними и родили великанов (анакимов и нефилимов) (ПдРЭ, 22).

Когда израильтяне сделали золотого тельца, Самаэль вошёл в него и мычал из его утробы, чтобы ввести Израиль в грех (ПдРЭ, 45).

Самаэль правит всеми народами, но не имеет власти над Израилем кроме как в День искупления, когда козёл отпущения служит ему взяткой: «Самаэль сказал перед Святым, благословен он: Владыка мира! Ты дал мне власть над всеми народами земли, а над Израилем ты не дал мне власти! Он ответил ему: Вот, ты имеешь власть над ними в День искупления, если они имеют грех, а если нет, ты не имеешь власти над ними. По этой причине они дают ему подарок в День искупления, чтобы не приносить жертву, как сказано: “Один жребий для Яхве, а другой жребий для Азазеля” (Лев. 16, 8)» (ПдРЭ, 46).

По всей видимости, от Пирке де-Рабби Элиэзер зависит Таргум Псевдо-Ионафана. В комментарии к Быт. 3, 6 он именует Самаэля ангелом смерти, а к Быт. 4, 1 называет его отцом Каина: «И Адам познал Еву, жену свою, которая зачала от Самаэля, ангела Господа, и она зачала и родила Каина, и сказала: Приобрела я как человека ангела Господа» (вариант: «И Адам узнал, что его жена Ева зачала от Самаэля, ангела Господа»).

В раввинистических текстах Самаэль в основном выступает в тех же ролях, что и Сатана (обвинитель, соблазнитель, ангел смерти и пр.), и иногда прямо с ним отождествляется. Хотя в ряде случаев Самаэль и Сатана упоминаются как две разные личности, можно сказать, что в целом Самаэль в сочинениях раввинистической эпохи является другим именем Сатаны, а к концу этой эпохи становится его основным именем.

Пика своей популярности Самаэль достигает в каббале. Уже самое раннее каббалистическое сочинение книга «Бахир» содержит изложение рассказа о Самаэле из гл. 13-14 Пирке де-Рабби Элиэзер. В развитой каббале Самаэль становится главой демонических сфирот, противостоящих божественным сфирот в полноценной дуалистической системе.

ИСЗ

Previous post Next post
Up