Oct 11, 2023 14:22
Орудием наказания Сатана выступает в историях о царях Давиде и Артаксерксе. Давид попросил Яхве подвергнуть его испытанию подобно праотцам. После этого Давид увидел купающуюся Вирсавию, но её скрывал улей. Сатана превратился в птицу, в которую Давид выстрелил из лука, но стрела пробила улей, и он увидел Висавию и возжелал её (ВТ Санхедрин, 107a). Персидский царь Артаксеркс, ошибочно решив, что еврейский народ уже никогда не будет искуплен, взял сосуды Иерусалимского храма и использовал их для пира. Тогда к ним пришёл Сатана и плясал между ними, так что Артаксеркс убил свою царицу Астинь (ВТ Мегилла, 11b).
Сатана сеет раздор между людьми. Он поссорил двух людей, живших в одном доме, а когда рабби Меир их помирил, Сатана удалился, восклицая: «Увы, Меир изгнал меня из моего дома!» (ВТ Гиттин, 52a). Когда македонский царь Александр упрекнул иудейских старейшин за непослушание, они пожаловались на силу Сатаны (ВТ Тамид, 32a). Указ об уничтожении всех евреев, полученный Аманом, был написан на пергаменте, который принёс Сатана (Эстер Рабба, 3.9). Кто приводит в дом красивую пленницу, приводит Сатану, и его сын погибнет (Сифре, Втор. 218), ибо Сатана пробуждает злою склонность к нечистоте (Шмот Рабба, 20). Даже Иаков должен был доказывать Сатане, что пережил много горя в этом мире (Берешит Рабба, 84).
Гость благословляет хозяина дома словами: «Да не имеет Сатана власти ни над его делами, ни над нашими делами» (ВТ Берахот, 46a). Человек, у которого есть стыд, свободен от гнева и «не будет сотрясён Сатаной» (ВТ Шаббат, 104a). Своевольный человек может быть назван «первенцем Сатаны» (bkwr śṭn) (ВТ Йевамот, 16a). Мудрец Шмуэль переправлялся через реку на пароме только в том случае, если на пароме был нееврей (goy), ибо «Сатана не имеет власти над двумя народами» (ВТ Шаббат, 32a).
Дарование Торы Израилю очень расстроило Сатану (ВТ Шаббат, 89a). Тора была дана Израилю в тайне от Сатаны (ВТ Санхедрин, 26b). Сатана оспаривает заповеди, которые не имеют разумного объяснения, такие как запрет на употребление в пищу свинины, запрет на ношение одежд из разных материалов, левиратный брак, очищение прокажённого и козёл отпущения (ВТ Йома, 67b).
Сатана принимает разные облики. Сатана превратился в оленя, чтобы заманить Давида в землю филистимлян (ВТ Санхедрин, 95a), и в птицу, чтобы свести его с Вирсавией (ВТ Санхедрин, 107a). Он может принимать облик женщины или нищего (ВТ Киддушин, 81a), старика или юноши (Танхума, Ваййара, 22), змея (Мидр. Аггада на Исх. 4.24) или реки (Танхума, Ваййара, 22).
Раввинистические источники почти ничего не говорят о происхождении Сатаны. Редким исключением является Большой мидраш на Книгу Бытия, согласно которому Сатана был создан в один день с Евой: «Рабби Ханина, сын рабби Адды, сказал: С начала Книги и до сего места (Быт. 2, 11) ни разу не написана буква самех, но как только она (т.е. Ева) была создана, вместе с нею был создан и Сатана» (Берешит Рабба, 17.6). Создание Сатаны, имя которого в еврейском языке начинается с буквы самех, выводится из первого в Книге Бытия употребления буквы самех в слове hsbb (синод.: обтекает). Согласно этому мидрашу, Сатана есть плотское желание, пришедшее в мир вместе с женщиной.
В раввинистических источниках также редки высказывания об эсхатологической роли Сатаны. Согласно сборнику аггадических мидрашей «Песикта Раббати» («Большие главы»), предположительно IX в., Сатана является врагом Мессии. Яхве укрыл свет, созданный до сотворения мира, под своим престолом. На вопрос Сатаны о нём он отвечает: «Этот свет хранится для того, который посрамит тебя». По просьбе Сатаны Яхве показал ему Мессию: «Когда он увидел его, он затрепетал, упал лицом вниз и закричал: Подлинно, это Мессия, который низвергнет меня и всех князей ангелов народов в ад!» (Песикта Раббати, 3.6).
ИСЗ