Жертвоприношения детей в иудаизме

Aug 10, 2023 15:19

Из сообщений Еврейской Библии можно заключить, что у допленных иудеев бытовало несколько разновидностей детского жертвоприношения. Одним из них была жертва молк. ЕБ ничего не сообщает о целях, с которыми она приносилась, но сравнительные материалы из области финикийской колонизации позволяют предположить, что её совершали родители ребёнка по обету (ndr), рассчитывая на какое-то благодеяние божества. Приносимые в жертву молк дети никогда не называются в ЕБ первородными.

Другой разновидностью была жертва первородного ребёнка в чрезвычайных обстоятельствах для получения помощи от бога. Сюда относятся принесение в жертву своего первородного сына моавитским царём Мешей (4 Цар. 3, 27), предложение пророком Михеем своего первенца в жертву за грех (Мих. 6, 7) и принесение судьёй Иеффаем своей дочери в жертву за победу над аммонитянами (Суд. 11, 29-39). Сюда же может относиться и «проведение через огонь» сыновей иудейских царей Ахаза (4 Цар. 16, 3) и Манассии (4 Цар. 21, 6), либо же в двух последних случаях речь идёт о жертве молк.

Третьей разновидностью была жертва первородного. Согласно «Книге завета», принесению в жертву Яхве подлежал каждый первородный ребёнок на восьмой день после своего рождения (Исх. 22, 29-30). По всей видимости, предполагалось, что за неё Яхве должен вознаградить родителей множеством последующих детей. Нет оснований утверждать, что этот закон в какой-то период соблюдался всеми евреями, однако некоторые иудейские круги в определённой степени его исполняли.

Более поздние законодательные тексты по-разному обосновывают отказ от детских жертвоприношений. Так, «Ритуальный декалог» требует от иудеев приносить в жертву первенцев чистого скота, первенцев ослов выкупать агнцами или ломать им шею, а первенцев детей выкупать (агнцами?) (Исх. 34, 19-20).

Закон о первородных получает разное истолкование даже в рамках Жреческого источника ЕБ. Два текста, связанные своим происхожденим со «Школой святости», утверждают, что все еврейские первенцы уже единовременно выкуплены левитами, из чего можно заключить, что более никакой выкуп не требуется (Числ. 3, 11-13; 8, 15-18). Это обосновывается ссылкой на убиение египетских первенцев во время Исхода. Другой жреческий закон требует приносить первенцев чистого скота в жертву, а первенцев нечистого скота и людей выкупать (согласно позднейшему добавлению, деньгами) (Числ. 18, 15-18).

Поздняя редакционная вставка Исх. 13, 1-2 не различает первенцев людей и скота, как и самая ранняя формулировка закона о первородных в Исх. 22, 29-30, но текстуально связана с требованием в Исх. 13, 11-15 приносить первенцев чистого скота в жертву, первенцев ослов выкупать агнцами или ломать им шею, а первенцев детей выкупать (агнцами?). Как и в Числ. 3, 11-13 и 8, 15-18, здесь это обосновывается событиями в Египте.

Наиболее радикально на закон о первородных реагирует Девтерономический источник. Согласно ему, в жертву Яхве должны приноситься только первородные от чистого скота, а о детях вообще не упоминается (Втор. 15, 19-23). Если авторы законодательных текстов другого происхождения признают традиционное право Яхве на еврейских первенцев и требуют его удовлетворения путём жертвоприношения или замены (денежным выкупом, агнцами, левитами), то девтерономисты отрицают существование такой традиции внутри еврейской религии в принципе. В этом, как и во многих других случаях, из всех идейных течений, отражённых в Пятикнижии, девтерономизм представляет самый решительный разрыв с языческим прошлым иудеев.

Подобно законодательным текстам, пророческие книги расходятся в своей реакции на закон о первородных. Иезекииль заявляет, что сам Яхве приказал евреям приносить ему в жертву первородных детей, но сделал это для того, чтобы погубить их за их непослушание (Иез. 20, 25-26). В противоположность ему Иеремия утверждает, что Яхве не приказывал приносить детей в жертву (Иер 7, 30-31; 19, 4-5; 32, 34-35), но из настойчивости, с которой он это повторяет, ясно, что иудейские соплеменники пророка были убеждены, что исполняют именно волю Яхве. Иеремия также стремится связать эти жертвоприношения не с Яхве, а с Ваалом, дважды называя место их совершения «высотами Ваала» (Иер. 19, 4-5; 32, 34-35).

Из свидетельств пророческих книг можно заключить, что жертвоприношения первородных, несмотря на их осуждение в определённых яхвистских кругах, продолжали совершаться евреями до самого конца существования Иудейского царства (Иер. 7, 30-31; 19, 4-5; 32, 34-35; Иез. 16, 20-21; 20, 25-26, 31; 23, 37-39) и даже в послепленное время (Ис. 57, 5; 66, 3).

ИСЗ

Previous post Next post
Up