Зороастр и Сиф

Jun 27, 2023 19:18

«Мы имеем здесь (т.е. в Неполном комментарии на Евангелие от Матфея) смешанную легенду, которая, однако, предполагает тесную связь с персидской религией. Нас интересует в целом в этой связи по сути отождествление Сифа и Зороастра. Та книга, которая в одном источнике называется откровением Сифа, в другом оказывается откровением Заратуштры. В том, что изначально она была откровением Заратуштры в христианской обработке, не может сомневаться тот, кто внимательно прочитал повествование “Пчелы”. Итак, в побочном ответвлении традиции Сиф был поставлен на место Заратуштры. В этой связи мы должны привести замечание о сифианах в “Панарии” Епифания Кипрского (39.3): Ἀπὸ δὲ τοῦ Σὴθ κατὰ σπέρμα καὶ κατὰ διαδοχὴν γένους ὁ Χριστὸς ἦλθεν αὐτὸς Ἰησοῦς, οὐχὶ κατὰ γέννησιν ἀλλὰ θαυμαστῶς ἐν τῷ κόσμῳ πεφηνώς, ὅς ἐστιν αὐτὸς ὁ Σὴθ ὁ τότε καὶ Χριστὸς νῦν ἐπιφοιτήσας τῷ γένει τῶν ἀνθρώπων, ἀπὸ τῆς Μητρὸς ἄνωθεν ἀπεσταλμένος (“От семени же Сифа по преемству рода пришёл Сам Христос Иисус, явившийся в мире не путем рождения, но чудесным образом; Он то Самый есть тогдашний Сиф, ныне пришедший к роду человеческому, как Христос, посланный вышнею Матерью” (перевод Московской Духовной Академии)). Здесь между Сифом и Христом заявлено такое же отношение, как между Зороастром и “Мессией” в “Пчеле” (епископа Басры) Соломона».

Wilhelm Bousset. Hauptprobleme der Gnosis. Göttingen, 1907. S. 381-382

«[Неполный комментарий на Евангелие от Матфея] является вариантом сирийской традиции. Следовательно, и Сиф является вариантом Нимрода, т.е. “библейским” именем Заратуштры. Отождествление было лёгким, ибо Сиф в иудейско-христианской литературе считается изобретателем астрономии и родственных наук… Отождествление Сифа с Зороастром объясняет также, как подозревал уже Буссе, примечательное учение гностиков-сифиан: из семени и из рода Сифа произошёл Христос Иисус, т.е. Христос есть Сиф собственной персоной. Оно полностью соответствует мистическому учению о единстве Заратуштры и Христа, которое мы находим у (епископа Басры) Соломона и которое гораздо легче вывести из персидской эсхатологии, чем из мифа о Сифе… У гностиков и в легенде латинского комментария к Матфею традиции Сифа и Заратуштры сливаются вместе. Мы должны постулировать существование апокалипсиса, в котором Заратуштра-Сиф предсказывал явление звезды и рождение и историю Христа и в котором провозглашалось по сути тождество Заратуштры и Христа».

Hans Windisch. Die Orakel des Hystaspes. Amsterdam, 1929. S. 24-25

АПБ

Previous post Next post
Up