Гатический зороастризм: общая характеристика

Jun 15, 2023 18:53

Средоточием религии Гат является божество, которое принято обозначать именем Ахура Мазда. Подобное именование не вполне точно, поскольку в Гатах две его составляющие ещё не образуют устойчивого сочетания и не являются именами собственными. Слово Ахура является именем нарицательным «господь» (в Гатах также упоминаются другие «господы» во множественном числе), а слово Мазда - именем нарицательным со значением Мудрый или Мудрость. Второе слово является главным обозначением божества откровения Заратуштры.

В начале бытия были два (предположительно нерождённых и несотворённых) духа - Святой или Благой и Злой или Лживый. Они сделали разные выборы. Святой Дух выбрал Истину, а Злой сделал злой выбор, выбрал творить злое. После этого Святой Дух сотворил жизнь, а Злой - не-жизнь.

Сложен вопрос об отношении друг к другу Святого Духа и Ахуры Мазды. То, что Святой Дух «создал жизнь» (dazdē gaēmca) (Ясна 30.4), а Ахура Мазда есть «создатель жизни» (dātā gayehyā) (Ясна 51.19), предполагает их тождество. Однако в других местах говорится что Ахура Мазда - «Святым Духом всего создатель» (spəṇtā mainyū wīspanąm dātārəm) (Ясна 44.7) и «того (Святого?) Духа отец святой» (ahyā manyə̄uš twə̄m ahī (p)tā spəṇtō) (Ясна 47.3). Возможно, Святой Дух есть творческая сила Ахуры Мазды, которая может от него отвлекаться или не отвлекаться.

Основное свойство божества в Гатах - мыслительная деятельность. Ахура Мазда есть творец и создатель бытия (ahu-) мыслью и разумом. Творение может также выражаться в переносном смысле языком порождения. Сотворённое бытие делится на духовное («мысленное») и телесное («костное»). Духовное и телесное творения одинаково благи. В этом отличие зороастрийского дуализма от дуализма платоновского, гностического и манихейского типа, считающего духовное бытие благим, а телесное злым. Плохое («не-жизнь») вносит в оба бытия Злой Дух.

Предположительно первыми Ахура Мазда творит шесть (или семь) духовных сущностей, покровительствующих соответствующему числу творений (позднее получающих наименование Бессмертных Святых). Помимо того, что Ахура Мазда - творец бытия, он его господин и целитель. Он всезнающ.

Творение Ахуры Мазды называется также словом Истина или Правда (aṣ̌a-), а творение Злого Духа - словом Ложь (druj-). Соответственно, последователь первого именуется праведником (aṣ̌awan-), а последователь второго - лжецом (drəgwaṇt-). Каждый человек является участником вселенской борьбы двух начал. Он обязан сделать между ними выбор, как они сами некогда сделали выбор. В этом выборе он свободен. Выбор проявляется в мысле, слове и деле человека, и от этого выбора зависит его конечная судьба.

Дэвы (боги дозаратушровской иранской религии) суть семя Злой Мысли, т.е. порождения Злого Духа. Как и он, они сделали неправильный выбор, выбрав Злую Мысль и Ярость. Им служат жрецы дозаратуштровской религии (карапаны, кавии и усиджи). Заратуштра осуждает их культ за кровавые жертвы скота и использование опьяняющих напитков.

Душа (urwan-) человека бессмертна. После смерти человека в зависимости от его поступков его душу ожидает светлый рай или тёмный ад. На пути в загробный мир душа должна перейти через мост. Время бытия ограничено - от творения до пременения («чудотворения»). В конце бытия всех умерших предположительно ожидает телесное воскресение. Живые и воскресшие подвергнутся божественному суду, орудиями которого послужат огонь и расплавленная им руда. Вероятно, по первоначальному учению Заратуштры, тела и души грешников погибнут, а праведников - обретут бессмертие в мире, вернувшемся к своему первоначальному полностью благому состоянию.

Заратуштра был выходцем из жреческого сословия, но его проповедь была направлена против традиционной религии иранского жречества и воинского сословия. Заратуштра осуждал какие-то формы традиционного культа, включая кровавые жертвоприношения и использование хаомы. Однако у нас нет оснований утверждать, что он отрицал жертвоприношения животных как таковые. Скорее он сохранял их в ограниченных размерах и в более гуманных формах (например, с оглушением жертвенного животного перед закланием, известным из позднейшего зороастризма). Также в случае осуждения Заратуштрой хаомы как таковой было бы трудно объяснить, каким образом церемония её приготовления стала центром зороастрийской литургии.

Божество откровения Заратуштры имело интеллектуальный, а не природный характер. Он проповедовал этическое учение на основании свободного выбора человека, прообразом которого служит изначальный выбор двух Духов. Заратуштра основал первую религию откровения и первую вероисповедную религию в истории человечества. В целом её можно охарактеризовать как дуалистический креационистский эсхатологический этический монотеизм.

АПБ

Previous post Next post
Up