Иран после Ахеменидов: Адиабена 3

May 28, 2023 19:10

Иосиф Флавий ещё три раза упоминает гробницу, построенную царицей Еленой (ум. ок. 55 г. н.э.), в качестве ориентира при описании боевых действий в Иерусалиме: διὰ τῆς ἀντικρὺ τῶν Ἑλένης μνημείων πύλης (Иудейская война, 5.55 [5.2.2]), μέχρι τῶν Ἑλένης μνημείων (Иудейская война, 5.119 [5.3.3]), ἀντικρὺ τῶν Ἑλένης μνημείων, Ἀδιαβηνὴ βασιλὶς ἦν αὕτη Ἰζάτου βασιλέως θυγάτηρ (Иудейская война, 5.147 [5.4.2]). Постройка Елены надёжно отождествляется с так называемыми «Гробницами царей», которые находятся на севере современного Иерусалима рядом с Дамасскими воротами на участке земли, принадлежащем в настоящее время Французской Республике. Гробницы представляют собой ряд высеченных в скале помещений, в которые попадают через двор с величественным портиком. В помещениях имелись как традиционные для иудеев каменные скамьи для захоронений, так и римские аркосолии.



Вход в Гробницы царей. Фотография начала ХХ в.

Во II в. н.э. гробницу Елены упоминает Павсаний: «Я видел много замечательных могил, заслуживающих осмотра, упомяну о двух из них: одна в Галикарнасе, а другая в столице евреев… У евреев, в городе Солимах (Иерусалиме), который римский император разрушил до основания, есть памятник местной жительницы Елены. В этой гробнице сделано следующее механическое устройство: двери этого сооружения, сделанные, как и вся эта могила, из камня, нельзя открыть раньше, чем не наступит каждый год определённый день и час; тогда благодаря этому механизму она сама отпирается и, оставшись некоторое небольшое время открытой, сама собой запирается. Так происходит это в точно установленное время; если же попытаться открыть её в другое время, то сделать это не удалось бы, и, желая сделать это насильственно, ты скорее мог бы её разбить» (Описание Эллады, 8.16.4-5). Камень, запиравший вход в гробницы, сохранился до настоящего времени.



Вход в гробницы с камнем

Французские археологи, которые в XIX в. осуществляли раскопки в «Гробницах царей», нашли в них обломки нескольких саргофагов. На одном из них имелись арамейские надписи ṣdh mlkth «праведная царица» и ṣdn mlkt’ «наша праведная царица». Этот саргофаг, ныне хранящийся в Лувре, очевидно, принадлежал царице Елене.



Саркофаг Елены в месте его находки

Иосиф Флавий также упоминает в Иерусалиме дворцы царя Монобаза II (μέχρι τῆς Μονοβάζου κατέβαινεν αὐλῆς) (Иудейская война, 5.252 [5.6.1]), царицы Елены (μέχρι τῶν Ἑλένης βασιλείων, ἃ δὴ κατὰ μέσην τὴν ἄκραν ἦν) (Иудейская война, 6.355 [6.6.3]) и родственницы царя Изата II Грапты (εἰς τὴν βασιλικὴν αὐλὴν κατασκευασθεῖσαν ὑπὸ Γραπτῆς: συγγενὴς δὲ ἦν αὕτη τοῦ τῶν Ἀδιαβηνῶν βασιλέως Ἰζᾶ) (Иудейская война, 4.567 [4.9.11]).

Члены царской династии Адиабены находились в Иерусалиме во время восстания против римлян и принимали в нём участие. В 66 г. родственники Монобаза II отличились в сражении с римскими частями прокуратора Цестия: «Храбрее всех среди них (т.е. иудеев) оказались родственники адиабенского царя Монобаза - Монобаз и Кенедай» (γενναιότατοι δ᾽ αὐτῶν ἔδοξαν οἱ Μονοβάζου τοῦ τῆς Ἀδιαβηνῆς βασιλέως συγγενεῖς, Μονόβαζός τε καὶ Κενεδαῖος) (Иудейская война, 2.517-522 [2.19.2]).



План Гробниц царей

При разрушении Иерусалима в 70 г. члены семьи Изата II сдались Титу и были им приняты в качестве заложников: «В тот день явились к Цезарю с просьбой о помиловании сыновья и братья царя Изата в сопровождении многих знатных граждан. Как ни был Тит восстановлен против всех оставшихся ещё иудеев, он всё-таки не мог изменить своему характеру и принял их, приказав лишь на первых порах содержать их всех под стражей. Впоследствии он сыновей родственников царя повёл в оковах в Рим в качестве заложников» (Κατὰ ταύτην τὴν ἡμέραν οἵ τε Ἰζάτου βασιλέως υἱοὶ καὶ ἀδελφοί, πρὸς οἷς πολλοὶ τῶν ἐπισήμων δημοτῶν ἐκεῖ συνελθόντες, ἱκέτευσαν Καίσαρα δοῦναι δεξιὰν αὐτοῖς. ὁ δὲ καίτοι πρὸς πάντας τοὺς ὑπολοίπους διωργισμένος οὐκ ἤλλαξε τὸ ἦθος, δέχεται δὲ τοὺς ἄνδρας. καὶ τότε μὲν ἐν φρουρᾷ πάντας εἶχε, τοὺς δὲ τοῦ βασιλέως παῖδας καὶ συγγενεῖς δήσας ὕστερον εἰς Ῥώμην ἀνήγαγεν πίστιν ὁμήρων παρέξοντας.) (Иудейская война, 6.356-357 [3.6.4]).

Возможно, постигшая Иудею катастрофа оказалась катастрофой и для адиабенской царской династии, принявшей иудейскую веру. Во вском случае, после 70 г. н.э. об иудаизме в Адиабене мы более ничего не слышим.

АПБ

Previous post Next post
Up