Nov 16, 2022 15:21
Трактат «Гиттин»
Пика своей карьеры в иудаизме зороастрийский демон Айшма (гр. Асмодей < евр. Ашмедай < авест. aēšmō daēuuō) достигает в трактате Вавилонского Талмуда «Гиттин» («Разводные письма»), который рассказывает о его восхождении на престол Израиля вместо Соломона.
Как и «Завещание Соломона», «Гиттин» связывает Ашмедая со строительством Иерусалимского храма. Соломону для строительства храма нужен способный резать камни червь шамир («кремень» или «алмаз»), а где его взять, знает только Ашмедай. Придворный царя Ванея хитростью заставляет Ашмедая напиться вина, овладевает им при помощи цепи и кольца, на которых написано имя Яхве, и приводит его в Иерусалим. Соломон выведывает от Ашмедая, каким образом получить шамир, и оставляет демона при себе:
trhyh gbyh ‘d dbnyyh lbyt hmqdš
Он (т.е. Соломон) держал его (т.е. Ашмедая) у себя, пока не закончил строительство храма.
ywm’ ḥd hwh q’y lḥwdyh
Однажды он был с ним наедине.
’mr lyh ktyb ktw‘pwt r’m lw
Он (т.е. Соломон) сказал: «Как рога тура у него» (Числ. 24, 8).
w’mrynn ktw‘pwt ’lw ml’ky hšrt
Говорят [мудрецы]: «Как рога - это ангелы-служители,
r’m ’lw hšdym
Тур - это демоны».
m’y rbwtyyky mynn
Чем же вы больше нас?
’mr lyh šqwl šwšylt’ myn’y whb ly ‘yzqtk w’ḥwy lk rbwt’y
Сказал ему [Ашмедай]: «Сними с меня цепь и дай мне твоё кольцо, тогда я покажу тебе моё величие».
šqlyh lšwšylt’ mynyh wyhyb lyh ‘yzqtyh
[Соломон] снял с него цепь и дал ему своё кольцо.
bl‘yh ’wtbyh lḥd gpyh brqy‘’ wlḥd gpyh b’r‘’
[Ашмедай] проглотил его (т.е. кольцо) и простёр одно своё крыло на небо, а другое - на землю.
ptqyh ’rb‘ m’h prsy
[Ашмедай] бросил его (т.е. Соломона) на четыреста парсангов.
…
hyh mḥzr ‘l hptḥym kl hyk’ dmṭ ’mr
[Соломон] ходил от двери к двери и, приходя, говорил:
«Я, Екклесиаст, был царём над Израилем в Иерусалиме» (Еккл. 1, 12).
ky mṭ’ gby snhdryn ’mrw rbnn
Когда он наконец пришёл в Санхедрин, раввины сказали
…
’mrw lyh lbnyhw q’ b‘y lk mlk’ lgbyh
Ванее: Зовёт ли царь тебя к себе?
’mr lhw l’
Он ответил им: Нет.
šlḥw lhw lmlkwwt’ q’ty mlk’ lgbyykw
Они послали к царицам [с вопросом]: Приходит ли царь к вам?
šlḥw lhw ’yn q’ty
Они послали к ним [с ответом]: Да, приходит.
šlḥw lhw bydqw bqr‘yh
Они (т.е. раввины) послали к ним (т.е. к царицам) [просьбу]: Посмотрите на его ноги.
šlḥw lhw bmwqy q’ty
Они послали к ним [с ответом]: Он приходит в чулках.
wq’ tb‘ lhw bnydwtyyhw
И он требует их во время месячных.
wq’ tb‘ lh nmy lbt šb‘ ’ymyh
И он требует себе свою мать Бат-Шеву (Вирсавию).
’tywh lšlmh whbw lyh ‘zqt’ wšwšylt’ dḥqwq ‘lyh šm
[Тогда раввины] привели Соломона и дали ему цепь и кольцо, на котором было вырезано имя [Яхве].
ky ‘yyl ḥzyyh prḥ
Когда [Соломон] вошёл, [Ашмедай] увидел его и бежал.
(ВТ Гиттин, 68b)
«Гиттин» называет Ашмедая «царём демонов» (’šmd’y mlk’ dšydy). Таким же титулом он наделяется в трактате «Песахим» («Пасха»), утверждающем, что Ашмедай обладает властью над теми, кто пьёт чётное количество чаш вина (ВТ Песахим, 110a). Этот титул Ашмедая встречается также в надписях на вавилонских заклинательных чашах, включая вариант mlk’ ddywy, в котором dyw является заимствованным из иранского словом дэв.
АПБ