Jun 06, 2022 15:38
Как упоминалось ранее, лидийский историк Ксанф, писавший около середины V в. до н.э., утверждал, что Заратуштра жил за шесть тысяч лет до переправы Ксеркса через Геллеспонт в 480 г. до н.э.: «…По счёту Ксанфа Лидийского, от Зороастра до переправы Ксеркса прошло 6000 лет» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Введение). Данная датировка определённо имеет персидское происхождение. Из нескольких источников нам известно, что зороастрийцы делили мировую историю (длительность которой могла по-разному определяться в шесть тысяч, девять тысяч или двенадцать тысяч лет) на периоды по три тысячи лет. Ближайшим по времени к Ксанфу свидетельством об этом является сообщение Феопомпа Хиосского (ок. 380 - после 315): «А Феопомп со слов магов утверждает, что на три тысячи лет по очереди один бог побеждает, а другой бывает побеждён, затем три тысячи лет они бьются и сражаются, и один разрушает творения другого» (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 47). Грекам подобный способ датировки был чужд.
У персидских информаторов Ксанфа должны были иметься существенные основания, чтобы связать поход Ксеркса на Грецию с жизнью Заратуштры и тем самым представить его одним из важнейших событий мировой истории. По всей видимости, они воспринимали этот поход как эсхатологическое сражение сил света с силами тьмы, знаменующее приближение конца мира. О подобном сражении говорится уже в Гатах: «Когда эти два враждебных войска сойдутся … которому из двух победу ты дашь?» (hyat̰ hə̄m spādā anaocaŋhā jamaētē … kuϑrā ayå kahmāi wananąm dadå) (Ясна 44.15).
Ахемениды считали себя призванными повелевать миром. В своих надписях они неоднократно употребляют титул «царь этой земли, великой и обширной» (xšāyaθiya : ahyāyā : būmiyā : vazrakāyā : dūraiapiy) (DNa и др.). Под «землёй» здесь имеется в виду не отдельная страна, а именно вся земля. Если пока ещё какие-то страны не подчиняются власти персидских царей, то причиной этого является противодействие Злого Духа, но в эсхатологическую эпоху, после победы сил света, «…будет одна жизнь и одно государство у всех людей, блаженных и говорящих на одном языке» (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 47). В этом свидетельстве, вероятно, восходящем к эпохе Ахеменидов, «одно государство» должно означать Персидскую империю, а «один язык» - язык персов. Естественно, поэтому, что врагов персидской власти маги неизбежно рассматривали как представителей демонических сил тьмы.
Родные для Ксанфа Лидийского Сарды были в 480 г. до н.э. местом сбора персидских войск для похода на Грецию. Как мы знаем, походу Кира Великого на Вавилон предшествовала довольно успешная пропагандистская кампания персидских властей. Было бы странно, если бы подготовка похода Ксеркса на греков обошлась без сходной кампании. По всей видимости, из предвоенной персидской пропаганды, представлявшей поход против афинян как священную войну, предсказанную самим Заратуштрой и знаменующую наступление конца времён, и заимствовал лидийский историк свою датировку жизни иранского пророка.
Как мы знаем, война Ксеркса в Греции окончилась неудачей. Однако восприятие греков как представителей сил тьмы не было забыто и приобрело новую силу после разрушения Персидской империи македонянами. В пехлевийских текстах греческие войска отождествляются с полчищами Айшмы (дэва ярости), а Александр Македонский наделяется эпитетом «проклятый» (gizistag), который помимо него применяется только к Ахриману. Судя по фрагментарно дошедшим до нас сочинениям персидских сивиллистов, зороастрийские апокалиптические сочинения, предсказывавшие победу сил света над силами зла, воплощаемыми греческими угнетателями, имели хождение уже не позже III в. до н.э., а со II в. до н.э., когда в иудейской среде также возникла вражда к грекам, оказывали влияние и на новорожденную иудейскую апокалиптику.
АПБ