Двоебожие послепленного иудаизма. Енох-Метатрон 4

May 17, 2021 15:40

Развитие образа Еноха в Книгах Еноха

3-я (Еврейская) книга Еноха

Сочинение, условно именуемое 3-й (Еврейской) книгой Еноха, входит в состав обширного корпуса еврейских текстов «Хейхалот» («Дворцы»), главной темой которых является восхождение иудейского мистика на небеса и созерцание им божественного мира. Как и прочие части этого корпуса, 3-я книга Еноха очень сложно поддаётся датировке. Предположительно она была написана в V-VIII вв. н.э. в Вавилонии. Она представляет собой рассказ о небесном путешествии известного палестинского законоучителя кон. I - нач. II в н.э. Йишмаэля бен Элиши, которому приписывается исторически недостоверная должность последнего великого жреца Второго Иерусалимского храма.

Йишмаэль бен Элиша возносится на небеса, чтобы узреть Божественную колесницу, и проходит через шесть дворцов, находящихся один внутри другого. У входа в седьмой дворец Яхве посылает ему на помощь «своего слугу, ангела Метатрона, князя лика (śr hpnym)», чтобы защитить его от вражды прочих ангелов. Тот вводит рабби Йишмаэля в седьмой дворец и ставит перед Престолом Славы. В ответ на вопрос мистика к Метатрону о его имени последний отвечает: «У меня семьдесят имён, соответственно семидесяти народам мира… Однако, мой Царь называет меня “Отрок” (n‘r)» (3 Ен. 3, 1) (3-я книга Еноха здесь и далее цитируется в переводе И.Р. Тантлевского по изданию: Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М., 2002. С. 175-260).

Из дальнейшего разговора выясняется, что Метатрон на самом деле - праотец Енох: «Я спросил Метатрона и сказал ему: Почему ты именуешься по имени твоего создателя семьюдесятью именами? Ты более велик, чем все князья, возвышеннее, чем все ангелы, более возлюблен, чем все служители, в большей чести, чем все воинства, вознесён выше всех владык во власти, величии и славе; почему же тогда называют тебя “Отрок” на небесных высотах? Он ответил: Потому что я Енох, сын Йареда. Когда поколение Потопа стало грешить и обратилось ко злым делам…, Святой, да будет он благословен, взял меня из их среды, дабы быть свидетельством против них, (будучи) на небесной высоте…» (3 Ен. 4, 1-2).

На небе человеческое тело Еноха преображается в божественное: «…Святой, да будет он благословен, возложил на меня свою руку и благословил меня 1 365 000 благословений. Я был поднят и увеличен до размеров длины и ширины мира. По его повелению у меня выросли 72 крыла, 36 на одной стороне и 36 - на другой, и каждое крыло покрывало весь мир. Он дал мне 365 000 глаз, и каждый глаз был подобен огромному светочу. Не было такого сияния, блеска, яркости и красоты светил мира, каким бы он не наделил меня» (3 Ен. 9, 1); «Когда Святой, да будет он благословен, взял меня, чтобы служить Престолу Славы, колёсам Меркавы и всем потребностям Шхины, тотчас моя плоть превратилась в пламя, мои сухожилия - в яркий огонь, мои кости - в можжевеловые уголья, мои ресницы - во вспышки молнии, мои глазные яблоки - в огненные факелы, волосы на моей голове - в горячие (языки) пламени, мои конечности - в горящие огнём крылья, а моё тело - в ярко пылающее пламя» (3 Ен. 15, 1).

Енох получает знаки царской власти - престол и венец: «Затем Святой, да будет он благословен, сделал для меня престол, подобный Престолу Славы, и он распростёр над ним сверкающее покрывало сияния, блеска, яркости, красы, прелести и благости, подобное покрывалу Престола Славы, которое вместило всё разнообразие сияния светил мироздания. Он поместил его у дверей седьмого дворца и усадил меня на нём» (3 Ен. 10, 2); «И он создал для меня венец царства, в котором было 49 сверкающих камней, каждый, как солнечная орбита, и его блеск сверкал в четырёх четвертях неба Аравот, во всех семи небесах и в четырёх четвертях мира. Он возложил мне его на голову и дал мне имя “Малый Яхве” (h’ hqṭn) пред всем своим семейством (pmly’ < лат. familia) в выси, как написано: “Моё имя в нём” (Исх. 23, 21)» (12, 1).

Енох становится главой над всеми ангелами и князьями царств (śry mlkywt), которые теперь могут иметь отношения с Яхве только через него. Как заявляет приложение к основному тексту 3-й книги Еноха, именуемое «Вознесением Моисея», «Метатрон - князь над всеми князьями, и стоит перед ним (лишь) тот, кто вознесён над всеми богами (’lhym)» (3 Ен. 15b, 1). Таким образом, 3-я книга Еноха изображает Еноха-Метатрона как младшего члена божественной диархии, т.е. Второго Бога.

Смелость подобного изображения, необычная для столь позднего источника, вызвала необходимость корректировки, содержащейся в 16-й главе 3-й книги Еноха (по преобладающему мнению исследователей, более поздней вставке). Данная глава рассказывает историю, известную также по другим еврейским источникам (ВТ, Хагига, 14b; Тосефта, Хагига 2, 3-4; ИТ, Хагига 77b, 8-23; Шир Хашширим Рабба, 1, 3.1), о палестинском учёном кон. I - нач. II в. н.э. Элише бен Авуйе (также известном как Ахер - «Другой»), который одним из четырёх иудейских мудрецов при жизни совершил восхождение в пардес (небесный рай). Увидев Метатрона, сидящего на престоле у входа в седьмой небесный дворец в окружении ангелов-служителей и князей царств, Элиша бен Авуйя счёл, что на небесах две власти (šty ršwyt), и тем самым стал вероотступником. В ответ на это ангел Анафиэл Яхве по приказу «Святого, да будет он благословен» поразил Метатрона шестьюдесятью ударами огненных плетей и заставил его встать с престола (3 Ен. 16, 5).

ИВХ

Previous post Next post
Up