4 января 1943 года погибла Марина Раскова

Jan 05, 2021 23:41




Марина Раскова (в девичестве Малинина) родилась в 1912 году в Москве в семье оперного певца и учительницы. Прославилась рядом мировых рекордов, поставленных до Великой Отечественной войны, когда она в качестве штурмана совершала длительные беспосадочные перелеты с экипажем, полностью состоящим из женщин. Наиболее значимый перелёт был совершён ею по маршруту Москва - Дальний Восток (село Керби) в сентябре 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина». Тогда за установление очередного рекорда штурману Расковой было присвоили звание Героя Советского Союза.

Но чаще всего фамилию Расковой упоминают в связи с тремя женскими авиаполками, которые были созданы по её инициативе в разгар войны. 15 октября 1941 года в городе Энгельсе были сформированы из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппы из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название «Ночные ведьмы».

Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. Во время войны полк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк; 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк.

22 ноября 1942 года М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й БАП, третий среди женских, готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряжённой учебы, он вылетел на фронт, под Сталинград.
Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолете УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался её Пе-2 и ещё два самолета 1-й эскадрильи.

Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 минут Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в них. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к деревне Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой.

Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман Кирилл Хиль, стрелок-радист Николай Ерофеев и инженер полка Владимир Круглев. Тело Марины Расковой было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Созданные по инициативе Расковой женские авиачасти прошли славный боевой путь. Истребительный авиаполк действовал в системе ПВО, но несколько его лётчиц были направлены на фронт. Две из них - Лидия Литвяк и Екатерина Буданова - стали единственными в мире женщинами-асами. На их счету было 14 и 10 сбитых вражеских самолётов соответственно. Обе отважные женщины погибли в боях в 1943 г. Женские бомбардировочные полки всю войну действовали на фронте и заслужили право именоваться гвардейскими (46-й гвардейский ночной и 125-й гвардейский пикирующих бомбардировщиков), несколько лётчиц стали Героями Советского Союза.

Русские герои, Памятные даты, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up