Вчера была notte bianca, но я забыла дома кошелек. В Уффици, куда вход был бесплатным, очередь шла быстро, но тянулась почти до моста, поэтому, рассудив, что внутри всё равно толчея, я пошла домой страдать от одиночества. Зато первомай встретила очень по-флорентийски.
Вначале я сходила в палаццо Даванцати, где по случаю праздника для свободного посещения были открыты все этажи. Какой там Скеджа, какие у него орел, телец и лев! Я даже обнаглела и достала камеру, но, как говорит наш дорогой шеф, рука дрогнула из-за неправедного дела. Росписи про любовь рыцаря и кастелянши из Вержи упоительны совершенно - и по жестикуляции, и по мимике, и по общему линейному ритму. Какие там рукопожатия, Боже мой. После я собиралась, как честный человек, доехать до Пратолино, вернуться быстро и зайти в Боболи. Однако вовремя свернула за угол, к дворцу партии гвельфов, куда меня в этом году регулярно выносит в самые удачные моменты.
Вообще, я, наверное, писала о том, что обожаю всяческие рудименты мрачного средневековья в итальянских праздниках, ту обворожительную непринужденность, с которой старшее поколение играет свои роли и носит старинное платье. Но во Флоренции костюмированные процессии всегда казались мне однообразными, натужными и какими-то чересчур хладнокровными (молодежь скучающей, мадонны развязными, плюмажи водевильными, ботинки не аутентичными, и далее по списку). Единственное, чем они мне нравились, - безупречно породистыми лицами, пусть с них не сходят спесь и аристократическая усталость. Так что если исторической идентичности в них не ощущалось, то культурная - вполне.
Сегодня за углом царил внезапный энтузиазм. К дворцу подтягивались дедушки с фирменными сумками corteo storico, барабанщики репетировали, трубачи тоже, арбалетчики позировали, родственники фотографировали, костюмы были, в том числе, явно нездешние. Но только когда в близлежащую лоджию вышли разминаться дюжие дядьки с флорентийскими лилиями на флагах, я заподозрила неладное. Дальше процессия, состоявшая из этого самого традиционного исторического кортежа и восьми групп знаменосцев шла по городу под оглушительный барабанный бой, провоцируя настолько нездоровый интерес, что выйти к Синьории можно было, только обойдя ее за три или четыре квартала, а автобусы стояли на запруженных людьми улицах. На площади выгородили кампо, и, поймав неодобрительный взгляд льва, я осознала, что это и есть
Марцокко, соревнование знаменосцев. И, как только началось действо, с мыслью о Пратолино я безболезненно распрощалась, в обозримом будущем навсегда.
Типичная итальянская весна преподнесла сюрприз: пока мэр мешкал, сгустились тучи, и начало капать. Дождь периодически усиливался, как по заказу, утих на время выступления хозяев, а закончился, разумеется, только вместе с соревнованием. Знамена бесконечно красиво отражались в мостовой, но каково было ребятам, у которых ветер вырывал из рук намокшую ткань, представить страшно. Меньше всего повезло будущим победителям, которые выступали под проливным дождем и всё равно были безупречны, с невероятно красивой хореографией, с задором и с блестящими музыкантами. Они сорвали бешеную овацию и взяли двух львов - за программу и сам главный трофей. Флорентинцы, пару раз уронившие флаги и напугавшие этим до онемения почтенную публику, заняли второе место и получили приз за лучшую музыку; композиция у них, стоит признать, была сложнейшая. Кого еще наградили, я не запомнила, потому что расстроилась, что ничего не дали открывавшим состязания ребятам из Сассари, которые мне очень понравились.
Картинки не представляют художественной ценности, так, сугубо для адекватного переживания архитектуры.
Детская команда "Знаменосцев Уффиц"...
...ну, и победители со львами.