Feb 22, 2007 10:05
I will go in the name of God,
In likeness of deer, in likeness of horse,
In likeness of serpent, in likeness of king,
Stronger am I than all persons.
The hand of God keeping me,
The love of Christ in my veins,
The strong Spirit bathing me,
The Three shielding and aiding me,
The Three shielding and aiding me;
The hand of Spirit bathing me,
The Three each step aiding me.
Эта старинная шотландская молитва, как и многие другие кельтские тексты, отражают "адвайтический характер" религии друидов, а затем, и кельтского христианства. Это не удивительно: кельты, в отличие от многих других народов Европы, сохранили идею Космического Человека и недвойственности бытия, свойственную индоевропейской семье: само древнее название Ирландии (Eire), по мнению многих учёных, указывает на арийское (Айре) происхождение. За много веков до Тейара де Шардена и Анри Ле Со кельтские христиане уже знали о том, что:
Колени Христа крепки, как скалы;
Грудь Христа, спокойна, как волна;
Плечи Христа широки, как горные вершины;
Глаза Христа прекрасны, как заходящее солнце;
Волосы Христа вьются, как поток воды;
Перст Христа указующий, как небо;
Христос был для них истинным Космическим Человеком, арийским Пурушей. Это учение о недвойственности было неоспоримой истиной для кельтский святых: Патрика, Колумбана, Бригитты. В знаменитой молитве "Щит святого Патрика" апостол Ирландии взывает:
Я восстаю ныне
силою Небес,
светом Солнца,
сиянием Луны,
славой Огня,
быстротой Молнии,
порывом Ветра,
глубиной Моря,
постоянством Земли,
крепостью Камня.
Христос со мною,
Христос предо мною, Христос за мною,
Христос во мне, Христос подо мною, Христос надо мною,
Христос справа меня, Христос слева меня,
Христос где я лежу, Христос где я сижу, Христос где я стою,
Христос в сердцах, помышляющих о мне,
Христос в устах, говорящих о мне,
Христос в очах, видящих меня,
Христос в ушах, внимающих мне.
К сожалению, усилиями невежественных представителей духовенства, такое видение реальности было практически утрачено, хотя, надо отметить, что за толстыми стенами монастырей и в душе простого народа, на подсознательном уровне, оно никогда не исчезало, и кельтские барды вплоть до Нового Времени пели о святости ручьёв и колодцев, рощь и полей. Чудесным и удивительным образом некоторые элементы кельтского видения реальности сохранились в Англиканской Литургии (которая, благодаря тому, что Церковь Англии отделилась от Римской Церкви до Тридентского Собора, растоптавшего кельтскую духовность, не претерпела таких катастрофических изменений, как Чин Римской Литургии): перед Причастием в Англиканской Церкви все читают прекрасную молитву "though we are many, we are one", медитируя на единство "ветхого человека" в Адаме, и "нового человека" во Христе.
As it was,
As it is,
As it shall be
Evermore,
O Thou Triune
Of grace!
With the ebb,
With the flow,
O Thou Triune
Of grace!
With the ebb,
With the flow.
недвойственность,
кельты,
философия