Продолжая тему наследия Кабира, начатую в одном из предыдущих постов (
http://aqua-frizzante.livejournal.com/121148.html), не будет излишним рассмотреть произведение, которое является краегуольным камнем вероучения индийских гностических сект (включая Сант Мат и Радха Соами) и приписывается этому святому поэту. Эта книга - Анураг Сагар.
Первое, что бросается в глаза непредвзятому читателю, знакомому с творчеством Кабира и других средневековых поэтов-бхактов - это разительное отличие между идеями, отражёнными в стихах Кабира из Шри Гуру Грантх Сахиб и Грантхавали (которые носят универсалистский характер и совершенно не выпадают из концептуального ряда средневековой североиндийской ниргуна-бхакти) и гностическими по сути и откровенно враждебными по отношению к индуизму высказываниями автора Анураг Сагар, для которого даже сами индуистские боги становятся не проявлениями Изначального Божества, а детьми/олицетворениями демиурга, представляющего собой, по сути, начало негативное. Другое явное отличие - очевидная ясность простота образов произведений первой группы, и сложнейшие философские навороты, помноженные на искусственную и тяжеловесную космологическую схему Анураг Сагар.
В научном мире никогда не возникало сомнений в том, что Анураг Сагар есть плод позднейшего творчества представителей узкосектантского движения т.н. дхарамдаси, к которому принадлежат секты Кабир Пантх, Даду Пантх, а также реформированные схизматические группы Сант Мат и Радха Соами, целью которых в данном случае было поддержать авторитет своих гностических (и достаточно непопулярных в Индии) идей путём возведения своей духовной генеалогии к Кабиру, Нанаку и сикхским гуру (которым, скорее всего, гностицизм был чужд, и которые, хоть и отказывались от культа индуистских богов, всё-же, неоднократно заявляли о их божественном исхождении из Изначальной Реальности: так, в Джап Джи они однозначно определяются как "[Вахе]Гуру", а в Чаупаи Сахиб Гуру Гобинд Сингх описывает проявление Брахмы, Вишну и Шивы напрямую из Изначальной Реальности). Примерное время создания Анураг Сагар - XVIII век (что подтверждают лингвистические исследования).
Анураг Сагар представляет собой диалог между неким Дхарам Дасом, который называет себя непосредственным преемником Кабира и фигурирует во многих легендах Кабир Пантх, однако, проблема заключается в том, что об этой личности не сохранилось никаких сведений за пределами секты. Один из ведущих кабироведов проф. Винанд Каллеверт отмечает, что имя Дхарам Даса не упоминается ни в Кабир Вани, ни в крупнейшей компилляции стихотворений Кабира 1627 года, осуществлённой поэтом Гопал Дасом, ни в житийной литературе Шри Рамананда Сампрадайи (с которой Кабир, как минимум, был тесно связан). Агиографии духовного брата Кабира, Анантананда Даса, ставшего вторым Джагадгуру Раманандачарьей после самого Шри Рамананды и основателем секты Рама-расиков содержат перечисление учеников и Кабира, и снова нет никаких упоминаний о Дхарам Дасе (The Hagiographies of Anantadas, by Prof. Dr. Winand Callewaert
Curzon Press, London; 414 pp). Даже Раджаб, непосредственный ученик Даду Даяла, которого мы сегодня самого условно считаем "дхарамдаси", создавая список главных трудов членов своей секты Сарбанги молчит о Дхарам Дасе. Равно как и автор знаменитейшей и наиболее полной антологии поэзии эпохи Кабира Госвами Набхадас (который, к слову, упоминает даже об основателе чайтаньизма Дживе Госвами!).
Проф. Каллеверт выдвигает две версии, касающихся личности Дхарам Даса: либо это был поэт XVIII века, считавший себя преемником Кабира в том же смысле, в котором Папа Римский - преемник святого Петра, или любой христианин - alter Christus ("второй Христос"), либо это вообще персонаж, вымышленный внутри неосантистского движения (возможно, Туласи Сахибом, который вообще активно прибегал к "поэтическим подлогам": так, взяв имя популярнейшего поэта-бхакта Госвами Тулсидаса, известного каждому индийцу, он ещё и написал труд, под названием Рамаяна, не имеющий к эпосу совершенно никакого отношения; впоследствии сектанты-неосантисты стали учить, что Туласи Сахиб был реинкарнацией Госвами Тулсидаса, придедшей повторно, якобы, чтобы исправить собственные ошибки).
В любом случае очевидно следующее:
1. Поэма Анураг Сагар не имеет никакого отношения к Кабиру, более того, проповедует учение, чуждое этому певцу индуистско-мусульманского единства;
2. Она была создана неизвестным сегодня автором в XVIII - XIX в целях обслуживания узкосектантских интересов неосантистских групп и антииндуистской пропаганды;
3. "Кабир" дхарамдаси и неосантистов является вымышленным мифологическим образом имеет мало общего со своим прототипом - Кабиром историческим.
4. Сами дхарамдаси и неосантисты, скорее всего, не имеют заявленной ими духовной генеалогии, восходящей к Кабиру или сикхским гуру и придерживаются совершенно иного (гностического) вероучения, отличного и от наставлений Кабира, и от философии сикхских гуру.