Прошло четыре года с момента выхода первой русскоязычной книги о наследии Свами Абхишиктананды (Демченко М., Путь Сатчитананды, Ганга, 2008). Сегодня, в преддверии выхода его собственных работ, пришло время вновь обратиться к этой незаурядной личности и раскрыть новые подробности жизненного пути и учения Свамиджи. "Путь Сатчитананды" - отличное введение в тематику индуистско-христианского диалога, незаменимое для понимания роли в нём трёх отцов-основателей ашрама Шантиванам, однако, по определённым причинам, его автор оставил в книге некоторую недосказанность. Надо понимать, что книга была рассчитана, прежде всего, на христианскую аудиторию, интересующуюся проблематикой межрелигиозный взаимоотношений, встречи веданты и христианского богословия. В связи с этим, был сделан некоторый "реверанс" в сторону христианства: развитие мысли Свами Абхишиктананды в последние годы его жизни осталось за кадром.
Эта ошибка (если её можно считать таковой) была исправлена самим автором в его кандидатской диссертации "Опыт инкультурации христианства в Индии в середине XX века (на примере деятельности Жюля Моншанена и Анри Лё Со" (Москва, РГГУ, 2011) и одноимённой монографии (Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany, 2012), где он весьма чётко и откровенно заявляет о полном принятии Абхишиктанандой истинности веданты и о его отказе от тринитарианского взгляда на Божественное ("тринитарианское здание рухнуло", пишет сам Свамиджи). 10 июля 1969 года Свамиджи пишет проф. Паниккару: "Речь идёт о выражении фундаментального опыта истинного "Я". Сможет ли это выдержать христианство? Вся история спасения, кульминацией которой является Христос, предполагает субструктуру психологического дуализма. Разумеется, Индия принимает дуализм, как один из аспектов, как одно из мгновений на пути к спасению. Вы очень хорошо показали, что Христос и Ишвара (проявленный Бог) играют одинаковую роль в обеих системах; однако, я пришёл к выводу, что в индийском понимании истории спасения, Христос также участвует в преходящем характере проявленного мира, майи. В конечном итоге Он исчезнет... Он может быть полезен для пробуждения души, как гуру, но Он не занимает основного положения, и, как и гуру, в конце пути должен утратить Свои личностные характеристики. В реальности в Нём никто не нуждается...Тот, кто на уровне личного опыта осознал истинное "Я", больше не нуждается в вере во Христа, в молитве и Таинствах Церкви".
Ещё более откровенно он высказывается в письмах своему другу о. Мюррею Роджерсу: "Чем дальше я иду вперёд, тем меньше я могу представлять Христа, в качестве христианина... Ведь Христос - это, прежде всего, идея, которая приходит ко мне извне. В гораздо большей степени, после моего опыта "за пределами жизни и смерти" 14 июля, я нацелен на пробуждение людей к тому, кто они есть на самом деле. Всё, что в религии говорит о Боге или Слове, но не основано на глубоком опыте "истинного Я", находится лишь на уровне знака, и не носит экзистенционального характера... Меня вообще больше не интересует никакая христология. Меня практически не интересует Слово Бога, которое пробудит человека в рамках истории... Единственное, что я вижу во Христе - это "истинное Я"... Опыт Христа при Иордане - Сын/Авва - это просто прекрасный семитский эквивалент "Тат твам аси/Ахам брахмасми"... Какой смысл окрашивать просветление в христианские тона? В момент освобождения все краски исчезают (атомный взрыв!)... Открытие "истинного Я" (Христа) означает гибель христианского богословия, так как все постулаты сгорают в огне опыта. Я всё более и более ощущаю, как испепеляющий огонь "истинного Я " поглощает всё, что касается личности Христа, его онтологии и истории. Я обнаруживаю его истинную тайну в КАЖДОМ просветлённом человеке и в КАЖДОМ мифе" (о. Мюррею Роджерсу от 2 сентября 1973).
Большинство христианских авторов, пишущих об Абхишиктананде, пытаются подчеркнуть, что Свамиджи "сохранил верность Церкви до конца жизни", однако это не соответствует действительности. Действительно, официально он не выходил из Католической Церкви, однако de facto, приняв санньясу из рук Его Святейшества Шри Свами Джнянананды Гири, он в полной мере стал членом индуистского монашеского ордена Гири (и в этом заключалось его принципиальное отличие от Жюля Моншанена и Беды Гриффитса, чья санньяса не была получена от индуистского аачарьи и не была подтверждена авторитетами индуистских религиозно-философских школ). Верно и то, что в работах, написанных в 60-ые годы XX века, Абхишиктананда продолжает по инерции прибегать к католической "fulfillment theology", однако уже к началу 70-ых в его сознании от неё не остаётся и следа. Более того, Свамиджи открыто отказывается от своих книг "христианского" периода, так как они "состоят из намарупы и заигрывают с теологией свершения" (письмо Марку Шадюку от 4 февраля 1973 года). Мадам Одетта Боймер-Деспень вспоминает, что в начале 1970-ых Свамиджи просил предать огню все его книги, в которых сохраняются остатки католического мировоззрения. Христос становится для Абхишиктананды лишь одним из проявлений Божественного и в этом он полностью согласен с мнением таких учителей веданты, как Свами Вивекананда, Свами Рама Тиртха, Свами Шивананда Сарасвати, Свами Чидананда Сарасвати, Свами Чандра Удасин, Свами Рамдас и пр.: "Христос, которого я готов представлять - это просто "Я есть" в глубине моего сердца, которое может явиться и в танцующем Шиве, и в любвеобильном Кришне" (о. Мюррею Роджерсу от 4 октября 1973 года).
Учитывая всё вышесказанное, рады сообщить, что в ближайшее время на русском языке выйдет первая книга Свами Абхишиктананды "Гуру и Ученик" (изд-во Ганга, пер. с французского, комментарии и послесловие М. Демченко) о его первых встречах с Садгуру Джнянанандой Гири, который и стал его индуистским гуру. Она содержит беспристрастную стенограмму наставлений Гуруджи и может стать хорошим введением в ведантическую мысль, а также яркое описание жизни южноиндийской брахманской деревни 50-ых годов прошлого века. Эта книга прольёт свет на подлинное учение Свами Абхишиктананды и на его индийский путь. В планах также издание его книги "Другой Берег" об Упанишадах и санньясе (работа широко известна в индуистской среде в Индии и в течение многих лет является обязательным чтением для всех, готовящихся к принятию санньясы в Шивананда Ашраме, Ришикеш) и антологии "Садгуру Джнянананда", написанной учениками последнего под руководством Свами Нитьянанды Гири.
Джай Шри Пуджья Свами Абхишиктанандаджи Махарадж!