Одержимость Моне, феноменальная художественная честность его буквально завораживала всех, кто попадал в орбиту общения с ним. Ненавидящий всякие декларации и отвлеченные рассуждения, но горячо отстаивающий свои убеждения, он с молчаливого согласия друзей был признан главою нового направления в живописи. И на его плечи, прежде всего, легли заботы связанные с организацией «Анонимного общества художников, скульпторов и графиков», а затем и этой первой коллективной выставки импрессионистов.
Так было открыто брошен вызов Салону, официальному искусству, правительству. И, как оказалось…публике. Нетрадиционная техника исполнения холстов приводила в ярость. Непривычны были и темы. В то время как буржуазное правительство Франции стремилось нивелировать личность, сделать всех похожими один на другого, диктуя через Салон общую моду, общие вкусы, импрессионисты в своем творчестве делали упор на индивидуальное восприятие природы, ценили неповторимые черты в обыкновенном пейзаже, скромном труженике. Естественно, что ни первая, ни вторая (1876), ни третья (1877), ни четвертая(1879) выставки не принесли им ни призвания, ни материального благополучия. Нищета сопутствовала этим энтузиастам так же долго, как насмешки и брань т