Тем, кому уже понятно как астронавты НАСА
"летали" во всяких Меркуриях, Джемини и Аполлонах, будет интересно поразмышлять как же снимали "космическое" кино.
Найденные технические приемы:
1. Реальная кратковременная невесомость в "падающем" спецсамолете. Ограничения: длительность невесомости до 20-22 секунд, большие декорации не поместятся. (см. например
https://www.youtube.com/watch?v=QdH9wMd_0po с. 5:30)
2. Гидроневесомость в специальном бассейне. Ограничений по длительности нет, но люди только в скафандрах.
3. Замедление воспроизведения земной киносъемки до 41% от первоначальной дает визуальный эффект "лунной гравитации" (см. например
https://www.youtube.com/watch?v=ilxX4UiC8Q4 с 10:15)
4. Имитация невесомости и "лунной" гравитации с помощью системы тросов:
1963 г. Френд
alexus11 поделился в комментариях интересным видео НАСА 1963 года симулятор лунной гравитации, особенно любопытен прыжок с максимальным усилием вверх с 4:00:
дальше читать на сайте, просто мне лень вручную вставлять в ЖЖ многочисленные видео, которые скорее всего еще и добавятся
Дополнение-1. Интересная версия о съемках в бассейне, комментарий
axsmyth 1 августа 2016, 00:16:20:
"Посоветовался я со знакомым по поводу ролика, поставив основной задачей - как можно это снять, если не на орбите.
Дал знакомому раскладку своих предположений. В процессе рассказывания вводной несколько раз получил вопрос "А почему я не хочу допустить, что это было снято именно на орбите?" Объяснил, что дело не в моих допущениях, а просто пытаюсь решить именно такую задачу. Объяснить это таки удалось. После этого показал ролик.
Надо сказать, что знакомый этот вполне грамотный, закончил физтех, что довольно много значит в смысле образования. Недавно он, как в некотором роде фанат космоса, пересмотрел кучу разных роликов по поводу жизни на МКС, описания различных кораблей, американских, наших и прочих, истории разных запусков. Короче, целую кучу.
В процессе просмотра ролика его сразу возмутило низкое качество оного, которое явно могло бы быть лучше (там ведь часто даже глаз не видно. Ещё одной его реакцией было то, что персонажи ведут себя совсем по-другому, нежели космонавты на МКС. Потом он стал ругаться на странное формирование рабочего кадра. Например, с бегунами по кругу - могли бы, говорит, камеру нормально направить. Но главное, он сразу же сказал, что стал в некотором роде спецом в том, как выглядит жизнь и движения космонавтов в невесомости, и то, как двигаются насанавты на скайлэбе ни разу не похоже на движения в невесомости. В этом смысле его реакция сходна с моей. Я тоже вижу отличия, но не очень могу сформулировать в чём именно.
Вывод моего знакомого таков: он сказал, что это съёмки в воде, скорей всего ускоренные.
Забавно было то, что вначале знакомый удивлялся моему "нежеланию" допустить, что всё это снято действительно на орбите, а после просмотра у него не было даже и тени первоначального отношения именно к этому ролику - "Это бассейн" - его слова.
Так что вот вам версия. Копперфильд в пролёте.
Кстати, особенно во второй части, где бег по кругу, движения насанавтов больше всего напоминают движения пловцов. Причём совершенно не исключено, что в кадре именно профессиональные пловцы, а не насанавты - лиц совершенно не разобрать. Лёгкий грим и готово. При этом никакой свободно болтающейся одежды не замечено. Всё хорошо притянуто к телу. Там, где можно разглядеть причёску - она выглядит странно, больше похожа на необычный головной убор.
Хорошо бы показать сей ролик на этот предмет профессиональным аквалангистам или тем, кто занимается синхронным плаванием.
По поводу наблюдаемого мной несоответствия: отсутствуют или очень редки мелкие движения, характерные для человека в своей привычной обстановке. Они периодически замирают, как замирают бегуны перед стартом. Ведут себя так, словно решают сейчас сверхсложную задачу, требующую полной концентрации. И эта концентрация съедает все "лишние" "свободные" движения, характерные для просто живущего человека. Даже артисты на сцене более свободны в своих движениях. Если бы это реально был репортаж, пусть даже и с постановкой, из жизни на станции скайлэб, то они вели бы себя более свободно, что ли. Но вот если это происходит в бассейне, то такое поведение вполне понятно. Надо сдерживать дыхание, дышать строго по регламенту в те моменты, когда камера не видит действий персонажа. Стараться избегать гребков, чтобы не выдать "среду обитания". То есть временная, но очень сложная многокомпонентная задача, которая множество раз репетировалась. "Сейчас добьём дубль и пойдём отдыхать, а пока концентрация, внимательность и аккуратность."
Постараюсь найти ещё варианты. Хотя поначалу именно этот вариант показался мне не очень вероятным, сейчас всё больше и больше укрепляется впечатление, что всё было именно так."