Рассматривая сегодняшнее состояние отношений между Россией и Западом, можно с уверенностью сказать, что они сейчас находятся в стадии необъявленной войны, готовой в любой момент прейти в горячую фазу. Поводом для этого стала Украина, вокруг принадлежности которой к русской или западной цивилизации развернулась ожесточенная схватка.
Казалось бы, мало что значащая страна, а столько страстей вокруг нее, готовых перерасти в мировую войну. Но это только на первый взгляд, дело не в Украине. На этом плацдарме столкнулись интересы разных цивилизаций, хорошо описанных в работе «Столкновение цивилизаций» американского ученого Хантингтона.
Согласно его воззрений, мировое развитие определяется непримиримыми противоречиями восьми цивилизаций (западная, русская, мусульманская, китайская, индуистская, японская, латиноамериканская, африканская) и неизбежными столкновениями между ними, в основе которых лежит принципиальное различие культурных кодов народов этих цивилизаций, сформировавшихся в раннее средневековье.
Термин цивилизация подразумевает культурное объединение и принятие определенной группой людей основополагающих ценностей, верований, норм, обычаев, традиций и институтов, социальных отношений и общих взглядов на жизнь, которым многочисленные поколения в данной цивилизации придавали первостепенное значение. Согласно теории цивилизаций мир объединяет единство культурно-исторических типов, находящихся в непрерывной борьбе друг с другом.
Центральным элементом любой культуры (цивилизации), как ни странно, является религия и она лежит в основе восьми основных цивилизаций. Культурный код определяет образ жизни народа, это опыт поколений о своей идентичности. Культурная идентификация ярко выражена и значительно отличается у разных народов, она определяют модели интеграции, дезинтеграции и конфликтов.
На вопрос «Кто есть мы?» люди определяют себя, обратившись к имеющим для них наибольшую важность понятиям, таких как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты. Они идентифицируют себя с культурными группами, религиозными общинами, нациями и на самом широком уровне цивилизациями. Не определившись со своей идентичностью людям трудно отстаивать собственные интересы. Каждая страна должна иметь ответ, какая у нее культурная идентичность и это определит ее место в мировой политике, ее друзей и врагов.
Характер связей между странами, общность или антагонизм интересов определяется общностью или различием культурных кодов. Все национальные конфликты определяются несовместимостью культурных кодов. В этом мире наиболее масштабные, важные и опасные конфликты происходят не между социальными классами, а между народами различной культурной идентификации.
Важнейшие страны мира имеют принципиально отличающиеся культурные коды и принадлежат к совершенно разным цивилизациям. Наибольшую степень вероятности перерастания в крупномасштабные войны имеют локальные конфликты между государствами из различных цивилизаций.
Тем более, если в конфликт вовлечены государства, принадлежащие к различным цивилизациям, культурные различия только обостряют его. В своем соперничестве цивилизации стремятся сплотить цивилизационные группировки из стран третьих цивилизаций и ослабить противостоящую цивилизацию.
Особенно уязвимы расколотые цивилизации и страны, разделенные линиями разлома между цивилизациями и сталкивающиеся с серьезными проблемами по поддержанию своей целостности. Одной из таких цивилизаций является русская, у которой линии разлома с Западом проходят по территории Украины. Хантингтон обосновал, что на европейском континенте мироустройство определяет развитие и конфликт западной и русской цивилизаций и их конфликт непримирим.
Рассматривая русский культурный код, следует отметить, что он сформировался на основе традиционных общинных ценностях, в которых отсутствует сакрализация частной собственности, ведущая к социальному неравенству. В основе русских духовно-нравственных ценностей лежит идея социальной справедливости - главенство общих интересов над индивидуальными, справедливости над законом, власти над собственностью, служения над владением, отзывчивости над стяжательством. То есть коллективистский культурный код определяет каждого индивида с точки зрения его полезности для общества.
Русский культурный код характеризуется такими чертами как максимализм, сверхценность государства, героический тип культуры, способность к сверхусилию, универсализм, свобода как отсутствие правил, незавершенность мышления и необязательность, патернализм.
Западный культурный код принципиально отличался от русского и в его основе лежат совершенно другие обычаи и традиции, выработавшие иные цивилизационные ценности, базирующиеся на индивидуализме и приоритете личных интересов. В этом коде абсолютизация свободы индивида признается высшим благом, индивидуум освобождается от всех форм коллективной идентичности, главная ценность для него потребительство и богатство, стимулирующие получение прибыли за счет ближнего.
То есть в основе нравственности западной цивилизации лежит примат права индивида над правами общества с корыстью и потребительством, освобождающим его от всех форм коллективной идентичности.
И не просто так духовные ценности Запада строятся на религии католицизма и его течений, исповедующих приоритет личности над обществом. Борьба православия и западного христианства - это всегда борьба двух культур и разных мировоззренческих ценностей, борьба коллективизма с индивидуализмом.
Продолжение следует