У выпускников вузов «отсутствуют основные навыки счёта и грамотности»
В заголовке, как вы уже поняли, речь идёт не про нас, а про выпускников тех университетов, куда наши богачи отправляют, а представители нашего среднего класса мечтают отправить учиться своих отпрысков - мол, вот уж где настоящее образование, а не в каких-то там МГУ, МИФИ или МГИМО. Но я что-то пока не слышал, чтобы наши физтеховцы с трудом считали, а новоиспечённые дипломаты - писали с ошибками. Хотя, конечно, уровень грамотности в широком смысле обрушился и у нас, но всё же, как оказывается, не до такой же степени, как в хвалёных британских колледжах.
Проблема мне их понятна: университеты порой с трудом набирают плановое количество студентов, без чего их профессура не получит полагающейся зарплаты. Вот и берут кого ни попадя - а что, кушать-то профессорам хочется. А что из всего этого получается, вам сейчас всё в подробностях обскажет корреспондент «Таймс», пишущий на темы образования, Никола Вулкок (Nicola Woolcock).
По данным международной организации, выпускники вузов работают там, где достаточно лишь школьного образования, из-за плохого умения считать и никудышной грамотности. CHRIS ISON / PA
Десятки тысяч студентов заканчивают британские университеты без базовых навыков математики или грамотности.
По словам директора по вопросам образования Организации экономического сотрудничества и развития, только что опубликовавшего ежегодный доклад об уровне образования в мире, в Англии почти самая высокая среди развитых стран доля выпускников вузов работает там, где достаточно и школьного образования. А работают многие из них там, потому что им попросту не хватает умения считать и писать.
Андреас Шлейхер заявил на презентации доклада в Лондоне, что в британских университетах должны озаботиться обеспечением качества учёбы. Поразительно, сказал он, что университеты принимают абитуриентов с плохими математическими знаниями и навыками письма, не говоря уже об их выпускниках.
В докладе говорится, что 28 процентов выпускников в Англии занимают рабочие места, требующие навыков не выше, чем у выпускника школы, уступая в этом только Японии с её 29 процентами, а всего в списке почти 30 стран.
Г-н Шлейхер сказал: «Многие люди получают университетские дипломы, но идут на работу, которая не требует этого... оттого и заработная плата у них не ахти».
И дело вовсе не в том, что выпускникам вузов не хватает рабочих мест, требующих высшего образования, подчеркнул он. Несоответствие знаний сотрудников их дипломам выявились при прохождении ими тестов навыков.
«Они числятся высококвалифицированными, но в действительности их знания скудны, - сказал он. - Они не владеют математикой и английским на том уровне, который необходим для работы, требующей высшего образования. Нет умения толком считать, не говоря уже о более сложных действиях. Диву даёшься, как это можно закончить школу с такими «знаниями», не говоря уже о том, чтобы попасть в университет и даже его закончить».
Г-н Шлейхер сказал, что некоторые выпускники в сущности совершенно напрасно платили за учёбу десятки тысяч фунтов стерлингов. «Качество учёбы должно соответствовать её стоимости, и за обеспечением этого соответствия надо строго следить, чтобы было, как в ситуациях с защитой прав потребителей: вам не разрешат покупать опасный продукт, но если уж вы всё-таки его купили, то можете потребовать вернуть вам деньги».
В докладе говорится, что в Великобритании плата за обучение в университетах самая высокая из всех стран, не считая Соединенных Штатов, но есть и хорошая система финансовой поддержки.
Чистая финансовая отдача качества учёбы в Великобритании ниже, чем во многих других странах. Например, английские учителя начальной школы одни из самых молодых среди всех стран и вторые по молодости - в средней школе, и их заработок ниже среднего в начале и в конце их карьеры.
В докладе также было высказано предположение, что от 40 до 45 процентов стоимости кредитов на обучение так и не будут возвращены, но при этом государственный сектор поднимет плату за учёбу. Г-н Шлейхер пояснил в чём дело: «Люди не получают ту зарплату, на которую рассчитывали, потому и не в состоянии возвращать кредиты».
Благотворительная организация National Numeracy (деятельность направлена на преодоление негативного отношения к математике и продвижение эффективных подходов к совершенствованию навыков функционального счета - Прим. aprosh) сообщила, что недавние исследования показали: только четверть из более чем 700 студентов, изучающих общественные науки в девяти университетах, имела навыки счёта, необходимые для повседневной жизни и работы, хотя почти все они сдавали экзамен по математике при окончании первой ступени среднего образования.
Исполнительный директор National Numeracy Майк Элликок говорит: «Таким образом, большинство студентов вряд ли будут иметь навыки счета, необходимые для понимания количественных элементов их курса, успешного продвижения в карьере или уверенного управления своими личными финансами в университете и в последующей жизни. Квалификации не приравниваются к навыкам, и г-н Шлейхер на 100 процентов прав, что нет гарантии, что выпускники вузов Великобритании умеют толком считать».
Представитель «Университетов Великобритании» (университетская адвокатура. - Прим. aprosh) сказал: «Способность критически мыслить, анализировать и представлять доказательства - это навыки, которые обогащают всю их дальнейшую жизнь выпускников. Для решения будущих задач правительству следует разработать новую политику, позволяющую сделать более привлекательным обучение без отрыва от работы, ускорить процесс обучения и поощрять непрерывное обучение нашего стареющего населения».
Департамент образования приветствовал содержащееся в докладе подтверждение, что Великобритания входит в тройку стран по доле ВВП, расходуемой на образование и что она привлекает так много иностранных студентов.
Министр образования Дэмиан Хайндс сказал: «Как говорится в докладе, у нас высокий уровень учащейся и работающей молодежи, финансовые выгоды от окончания университета превышают затраты на учёбу в нём, и люди с большей вероятностью будут продолжать учиться на протяжении всей своей жизни».
Оригинал публикации.